Монитор «Хасан» можно смело отнести к числу неизвестных кораблей, которые не упоминались даже в самых подробных заграничных справочниках, не говоря о советских источниках, где внимание уделялось в основном кораблям-героям, участникам сражений.
К 1925 году Морские силы РККФ на Дальнем Востоке не представляли никакой боевой ценности, а потому Россия была вынуждена отступить от морского театра боевых действий и перенести центр обороны на внутреннее водное пространство. для чего в мирное время содержалась в боевой готовности Амурская флотилия.
Такое положение сложилось после поражения России в русско-японской войне 1904- 1905 годов, в ходе которой был уничтожен почти весь российский флот. Для его восстановления требовались большие деньги и время. Всего этого катастрофически не хватало, и пришлось прибегнуть к полумерам: созданию Амурской флотилии и строительству Владивостокской крепости.
В 1910 году Амурская флотилия насчитывала 28 кораблей и судов, боевое ядро ее составляли башенные канонерские лодки типа «Шквал», считавшиеся в то время лучшими в мире речными кораблями. Однако они оказались недостаточно мореходными, чтобы выходить в Татарский пролив. Кроме того, наличие орудий двух близких калибров усложняло управление артиллерийским огнем.
В 1915 году Бюро технического проектирования судов Балтийского завода разработало проект тяжелого монитора водоизмещением 1400 т, вооруженного 120-мм орудиями. В качестве энергетической установки предполагалось применить четыре дизеля. Проект остался нереализованным, чему помешали революция и последовавшие за ней события.
На рубеже 30-х годов были введены в строй все подлежавшие восстановлению корабли Амурской флотилии, принимавшие участие в боях против китайцев во время конфликта на КВЖД. На тот момент мощь флотилии считалась вполне достаточной, планировалось лишь пополнить ее несколькими бронекатерами. Однако в начале 30-х годов японцы захватили Маньчжурию и вышли непосредственно к границе СССР по Амуру и Уссури, нарушив все планы. В ответ советское руководство в 1933 году приняло меры по усилению восточных границ, в том числе и по рекам Амур и Уссури, запланировав строительство мониторов.
Предполагалось иметь корабли, максимально приспособленные к местному театру военных действий, который разделился на отдельные участки: район Благовещенска и река Сунгари, среднее течение Амура, нижнее течение Амура и Татарский пролив. В конструкцию мониторов закладывались общие принципы, отличались же корабли водоизмещением, осадкой, количеством артустановок, мощностью двигателей. Впоследствии проекты для района Благовещенска и среднего течения реки Амур, видимо, объединили в единый проект, реализованный в мониторе «Шилка».
В 1935 году постановлением правительства было определено задание на проектирование мониторов со следующими параметрами: водоизмещение 1620 г, осадка 2,7 м, скорость 15 узлов, бронирование от 4 до 100 мм, вооружение: восемь 130-мм орудий в спаренных башнях «итальянского типа», шесть 45-мм универсальных орудий в башнях 40-К (одноорудийная установка с качалкой от противотанковой пушки 19-К), шесть 12,7-мм пулеметов ДШК, три самолета СПЛ конструкции Четверикова.
Особое внимание уделялось повышению мореходности по сравнению с мониторами типа «Шквал» Так, при том же количестве стволов главного калибра водоизмещение возрастало в два раза, соответственно увеличивалась и осадка. Предусматривалось повысить прочность корпуса, установить полубак и дизели большей мощности, а для плавания в ледовых условиях - ледокольное образование носовой оконечности. Расположение артиллерии главного калибра - линейно-возвышенное, двумя группами - в носу и корме, башни 40-К в оконечностях, по типу монитора «Ударный».
С целью противохимической защиты посты оснащались системами вентиляции, а амбразуры закрывались только газонепроницаемым брезентом. Плавсредства были представлены стальным быстроходным катером (впоследствии заменен на серийный с эсминцев пр.7) и двумя ялами (четырех- и шестивесельными).
Закладка серии мониторов («Лазо», «Сибирцев», «Серы-шев») состоялась на Сормовском заводе в июле 1936 года. Сборка и достройка судов производилась в Хабаровске, куда их отправляли отдельными секциями по железной дороге. Сдача мониторов заказчику состоялась в августе 1938 года.
Создание нового корабля всегда сопряжено с большими трудностями, проект 1190 -не исключение. Заказчик, стремясь получить самую совершенную боевую единицу, постоянно изменял и дополнял свои требования. В частности, в проект заложили образцы вооружения, которого еще не существовало. Если строительство корпусов шло по плану, то башни главного калибра находились в стадии разработки и не был даже определен тип башенной установки (спаренные или раздельные). Правда, утвердили тип орудия: им стало 130-мм в 50 калибров орудие Б-13 (Б - завод «Большевик»).
Дополнения и улучшения не прекращались: на боевой рубке появился верхний ходовой мостик, защищенный 7-мм броневым бортом, затем его сдублировали кормовым мостиком с таким же бортом, и все это на высоте 8300 мм от ватерлинии. К тому же опыт гражданской войны в Испании показал крайнюю уязвимость от огня штурмовой авиации открытых боевых постов и низкую эффективность пушек малого калибра, не имевших автоматического режима стрельбы.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯЖЕЛОГО МОНИТОРА «ХАСАН» (проект 1190 по состоянию на 1945 год)
Водоизмещение, т:
стандартное ........................................................................1729
нормальное......................................................................... 1818
полное.................................................................................1900
Размерения, м:
длина наибольшая ............................................................ 88,03
длина между перпендикулярами........................................ 84,0
ширина...............................................................................11,09
средняя осадка при полном водоизмещении, м................ 2,83
Энергетическая установка..........................четыре дизеля 38-К-8
суммарной мощностью 3200 л.с.
Скорость хода, узлов
максимальная ......................................................................15,4
экономическая.....................................................................11,0
Дальность плавания экономическим ходом, миль............... 5920
Бронирование, мм:
борт.............................................................................37,5 - 75
палуба............................................................................20 - 40
боевая рубка.........................................................................100
башни главного калибра........................................................75
каземат 39-К ......................................................................... 20
борт надстройки полубака....................................................... 7
палуба полубака ......................................................................4
Экипаж, чел..............................................................................251
К 1938 году строительство мониторов зашло в тупик. Корабли оказались сильно перегруженными, осадка вышла за допустимые пределы, а так как дополнительные веса приходились выше главной палубы, то страдала и остойчивость. Для ее сохранения между 55-м и 56-м шпангоутами ввели цилиндрическую вставку длиной 6 м, сняли одну башню главного калибра, самолеты и авиационное оборудование, произвели очередное перемещение вспомогательной артиллерии и пулеметов. На вооружении корабля появилась универсальная артиллерия среднего калибра, состоявшая из двух башен 39-К и системы управления зенитным огнем.
Они устанавливались на месте третьей башни главного калибра на бронированной надстройке, стабилизированный визирный пост (СВП) располагался на кормовой части верхнего мостика. Командно-дальномерный пост (КДП) нового типа Б-43-2 с двумя 4-метровыми дальномерами разместили на цилиндрической колонне над штурманской рубкой.
Башни 40-К заменили на 41-К и с оконечностей перенесли на второй ярус надстройки, а дальномер для них (ДМ-1,5) - на открытую площадку верхнего мостика (едва ли не единственный боевой пост, не защищенный броней). Четыре пулеметные башни ДШКМ-2Б заняли место (попарно) на втором ярусе надстройки на крыльях мостика в закрытых казематах, а пятую (палуба, 112-й шпангоут), оказавшуюся в зоне газового конуса при стрельбе башни главного калибра в корму, перенесли на 119-й шпангоут. По воспоминаниям матросов, служивших на корабле в годы войны, этой башни вообще не было.
После принятия срочных мер работы в Сормове, наконец, были закончены, и 25 июля 1939 года первый эшелон с секциями оконечностей (20 платформ) отправили в Хабаровск, где в ноябре и заложили монитор «Хасан» (к тому времени корабли получили новые имена: «Хасан», «Перекоп» и «Сиваш»),
30 августа 1940 года «Хасан» спустили на воды Амура, и только в декабре 1942 года он вошел в строй. Вскоре его передислоцировали к месту постоянного базирования - в город Николаевск-на-Амуре.
Место базирования было выбрано с учетом необходимости защиты нового промышленного центра на Дальнем Востоке - Комсомольска-на-Амуре, где шла постройка кораблей для Тихоокеанского флота.
В годы войны на «Хасане» занимались подготовкой кадров, в том числе и для фронта. В период войны с Японией корабль выходил на боевые позиции в Татарский пролив, но боевого соприкосновения с противником не имел.
Мониторы типа "Хасан и разъездной катер "Амурец" на хабаровском рейде.Начало 50-х. После войны монитор использовался для испытания различных систем вооружения. В 1957 году, после 15 лет службы, его исключили из списков Тихоокеанского флота и сдали на слом.