Колпинский районный суд Санкт-Петербурга,
после рассмотрения дела по сути, постановил запретить третий эпизод «Инуяшики» и «Тетрадь смерти». Правда, только на одном пиратском сайте - jut.su.
Судья смотрел аниме (в фанатской озвучке!) прямо в зале и читал их описание на «Википедии».
Эксперты во время заседания поддакивали друг другу и говорили, что оба сериала негативно влияют на психику подростков. Также им не понравились намеки на нетрадиционные сексуальные отношения и то, что у некоторых героев гендерные черты выражены нечетко.
«Демонстрация насилия на экране, вседозволенности, размытости представлений о добре и зле ведет к тому, что деформируется психика ребенка. <…> Подрастающее поколение - главный человеческий потенциал. А мы его лишаемся из-за таких фильмов. В разных направлениях - и гомосексуализм, и суицид ».
Зампрокурор отметил, что уже после подачи иска несколько школьников совершили суицид в Петербурге под влиянием аниме «Тетради смерти». Правда, известно лишь об одном таком случае, который тоже сильно притянут за уши.
Заседание 20 февраля завершилось без рассмотрения исков прокуратуры о запрете «Наруто» и «Межвидовых рецензентов». В его конце судья Дмитрий Никулин начал искать текст песни Моргенштерна «Я съел деда», который тоже заявлен в иске, но не нашёл.
В итоге Никулин решил привлечь к рассмотрению иска в качестве заинтересованных лиц Минкульт и МВД и перенести заседание по этому иску на 17 февраля.
Кроме того, журналист «Медиазоны» Александр Бородихин прокомментировал запрет аниме-тайтлов на одном сайте. Потенциально его могут истолковать как запрет в принципе:
«Сейчас судья признал сериалы «Инуяшики» и «Тетрадь смерти», доступные на сайте jut.su, «информацией, распространение которой в РФ запрещено». Так что же запретил суд - эти аниме-сериалы как таковые, или только те, что размещены на jut.su?
Сейчас точно ответить на этот вопрос нельзя. Во-первых, мы не знаем, что будет написано в резолютивной части решения судьи, а во-вторых, Роскомнадзор может истолковать запрет на jut.su как запрет на контент в принципе. Так было, к примеру с зачистками статей про отношения президента ВТБ Андрея Костина и сотрудницы ВГТРК Наили Аскер-заде.
Посмотрим, как будет работать такой запрет.»
Руководительница объединённой пресс-службы судов Санкт-Петербурга Дарья Лебедева прокомментировала решение суда:
Мы не запрещали саму «Тетрадь смерти». То, что написали РИА Новости и все остальные - это бред. Закрыто ровно то, что было произнесено судом, - две конкретные ссылки, которые указаны. Экспертное заключение говорит о том, что есть воздействие на психологическое состояние детей, нарушаются их законные права, и нет на сайте ценза «18+».
По всей видимости, убирать тайтлы из легальных онлайн-кинотеатров вроде Netflix пока не собираются - сейчас речь идёт о двух ссылках на «пиратском сайте».
(Цы.) ОТ МЕНЯ: У меня есть опыт судов и я в тему немного, на пол шишечки, погружён.
Судьи в большинстве случаев совсем не вдупляют, что происходит. Доказательства - это полдела. Зачастую побеждает тот, кто первым сможет хоть что-то объяснить судье. Со своей позиции, само собой. Сам судья редко когда в это все вникать хочет, поэтому задачка непростая.
У судьи в день таких заседаний может быть с десяток, получают мировые судьи мало, да и в принципе никто много работать не любит. Судью не волнует справедливость, его задача простая - вынести такое решение, чтобы его потом никто не отменил, иначе 3,14-зда.
Китайский мультик с убийствами, калечащий психику детей - запретить или нет? Какое решение с большей вероятностью никто не обжалует?
Ещё судья - человек. В некоторых делах можно давить на эмоции. Конкретно в суде над аниме это было легко. Тем более у аниме адвоката не было.
Разумеется, несмотря на всё, что я описал, судья не может принять решение, которое противоречит закону. Но блокировать аниме закон не запрещает. Конец истории.
Ах да, всратые эксперты - откуда они берутся? Экспертов может пригласить и истец, и ответчик, и судья, если посчитает, что какой-то вопрос вне его компетенции. Суд приглашает экспертов через помощника и канцелярию, многое зависит от их адекватности. Остальные - через что угодно.
Важно доказать экспертность эксперта. В деле об аниме говорят о вреде детям, значит нужен психолог. Юридически подойдёт любой долбоеб с коркой психолога, а эксперт без нее не будет допущен вообще!
Обычно эксперты с противоположных сторон могут пободаться перед судом, но тут у нас всего одна сторона. Значит и у экспертов позиция однобокая. А суд не может ее не учесть - иначе раскатают решение в апелляции.
В завершении скажу, что со стороны суд кажется хаосом и цирком. На самом деле это довольно холодная и очень механическая система. Побеждает в суде тот, кто ее понимает и знает где правильно поставить точку или запятую.