Структура любого государства базируется на соблюдении основных правил всеми его жителями. Древние народы знали это не хуже нас. А возможно, даже лучше, ведь недаром египтянам приписывают создание первой сферы контроля правопорядка. Какой же была полиция их великой страны?
Древний Египет обычно датируется с 3000 года до нашей эры (правление фараона Нармера) до 30 года до нашей эры (смерть Клеопатры и захват Египта Римской империей). Это время покрывает более половины всей истории классового общества. Несмотря на постоянную смену династий, крушения империй и периоды раздробленности, большую часть этого времени Египет представлял из себя абсолютную монархию, возглавляемую фараоном. Государственная идеология вращалась вокруг понятия "Маат": обычно его переводят как "порядок", "справедливость", "истина", "стабильность" или "правильное существование".
На самом деле, как объясняет британский египтолог Джойс Тилдесли, "Маат" подразумевал, что каждый обязан служить фараону. Власть была абсолютной. Соблюдение "Маат" обеспечивало сохранение практически всех ресурсов в руках высших 5% египетского общества: фараона и его управляющих, высших священников и так далее. Фараоны выжимали всё возможное из своих подданных. Они брали долю от каждого урожая, стада или добычи охотника. Используя рабов, зависимых крестьян и наёмных работников, они вкладывали огромные средства в строительство пирамид, дворцов и частных водных каналов, а также памятников самим себе.
Взять его!
Мы можем найти изображение "охраны порядка" в Египте времён Пятой Династии (с 2450 по 2325 годы до нашей эры) в гробнице Нианххнума и Хнумхотепа. Это были двое слуг фараона, среди прочего, они были ответственны за царский маникюр.
Действие происходит рядом с горой каких-то товаров, возможно, на рынке или в государственном складе. Обнаженный подросток тянется к товарам, но его хватает обезьяна на поводке. Поводок держит стражник, который кричит обезьяне: "Взять его! Взять его!". За стражником ожидает вторая обезьяна, также на поводке. Стражник держит дубинку, которую украшает вырезанная из дерева рука.
Для нас появление обезьян удивительно, но самом деле египетская стража часто использовала прирученных животных (обезьян и собак). Дубинки и палки были в ходу, хотя в зависимости от обстоятельства, стража могла быть вооружена и копьями.
Но что насчёт подростка, задержанного обезьяной? Что случилось с ним? Его могли наказать сотней ударов плетьми, а возможно ещё и дополнительно пятью открытыми ранами. Кроме того, ему могли присудить штраф в двойном или десятикратном размере от того, что он украл. Практиковалось отрезание ушей или носа, а также отправка на каторгу в государственные шахты или на один из грандиозных строительных проектов фараона. В конце концов, если государство не могло найти преступнику никакого применения, его могли казнить, посадив на деревянный кол.
Укравший даже пару яблок становился врагом государства: агентом "Исфет", хаоса, противоположности "Маат". Государство считало наказание совершенно необходимым для поддержания "Маат", вне зависимости от обстоятельств, которые привели к краже.
Работа
Многое изменилось в древнем Египте между царствованием Нармера и смертью Клеопатры. Тем не менее, мы можем проследить конкретные обязанности стражи: некоторые из них существовали ещё до появления картинки с обезьяной и подростком, другие появились позже. Но каждая из этих обязанностей так или иначе помогала формировать и поддерживать пирамидальную структуру Египта.
Стража охраняла дворцы, храмы и царские гробницы: все те места, где хранилось богатство. Стражники конвоировали рабов на каторгу и надзирали, пока те работали. Они следили за дорогами и за перемещением государственной собственности: зерна, золота, скота и людей.
Стража поддерживала функционирование тюрем, вела списки нарушителей и пытала свидетелей. Она патрулировала границы, ловила и казнила мятежников.
Стражники работали следователями и приставами в судах. Суды, в свою очередь, поставляли государству новую рабочую силу. Наконец, стражники помогали со сбором налогов и избивали крестьян, которые не могли их уплатить.
Когда крепостной крестьянин не хотел служить в армии или гнить в шахтах и сбегал, то стража брала в заложники его семью и начинала поиски. Государство часто перемещало целые народы из далеких или только что завоеванных районов в долину Нила, чтобы те пополнили армию работников. Именно стража останавливала и обыскивала этих людей, проверяла их документы и возвращала их обратно, когда те пытались бежать.
Многие из этих функций стража исполняла и во времена Двенадцатой Династии (с 1938 до 1755 года до нашей эры). Эту династию основал визирь Аменемхет, воцарившийся в результате дворцового переворота.
После периода нестабильности и гражданских войн Аменемхет пытался устроить "возрождение", вернуть Египет в его величайшие дни - короче говоря, он хотел "снова сделать Египет великим".
Для этого он создал постоянную армию и начал агрессивную экспансию в Нубию. Аменемхет был одержим безопасностью, как внешней, так и внутренней. "Охрана порядка" была возведена в квадрат. Повсюду брели вереницы военнопленных, обреченных на принудительный труд или на что похуже. Их селили в охраняемые днём и ночью бараки. Эксплуатация достигла своего пика.
Описывая жизнь во времена Двенадцатой Династии, египтолог Тоби Уилкинсон говорит: "Ресурсы - человеческие и материальные, местные и чужестранные - должны были тратиться во имя фараона. Люди были просто ещё одним товаром, который можно было перемещать из одного места в другое".
Стража была необходима для этих перемещений и для превращения человека в товар. По мере того, как эти процессы усиливались, неравенство росло, а Египет становился всё могущественнее, "охрана порядка" также интенсифицировалась.
Когда это уже закончится?!
"Полиция" древнего Египта не была случайностью. Такая же "охрана порядка" происходила в других расслоенных обществах, например, в Месопотамии, Индии эпохи Маурьев, в Ханьском Китае и в Римской Империи.
Во все времена полиция - это наёмники государства, навязывающие право государства приказывать. Они делают это согласно писаным или неписаным правилам, которые определяют, кто, что и сколько получает. Эти же правила определяют, кто существует для кого.
Да, некоторые законы улучшают жизнь некоторых людей. Да, охрана порядка действительно иногда предотвращает какие-то беды. Тем не менее, главной и основной функцией охраны порядка на протяжении тысячелетий было создание и сохранение огромного неравенства и неимоверной концентрации богатства и власти.
Сегодня, как и в древнем Египте, полиция защищает систему, которая платит полиции. Эта система господствует, эксплуатирует и давит. Поскольку она является хищником, а не помощником, эта система должна быть уничтожена вместе с её "охраной порядка" (полицией).
Стивен Дэвид Энджел Бонусом: наследники, чьи пра- пра- пра- пра-, когда это уже закончится?, пра- пра- пра- пра-деды служили:
Click to view