Нет ничего более постоянного, чем что-то временное или о*хуительная история про самолёт, который сделали на коленке.
Короче, там как было: в 50-х годах прошлого века США позарез нужны были разведданные о стране победившего социализма. Контрразведка в Советах традиционно работала вполне исправно, поэтому шпионов там ловили и ставили к стенке со всем прилежанием.
Доходило до смешного - данные о вооружениях СССР, Штаты получали просто глядя на то, что катали тогда перед Мавзолеем на 9 мая.
Кстати, зная об этом, советские чекисты вволю глумились над военной техникой, которую предстояло показать на параде, и "создавали" типы вооружения просто не существующие в природе. Шушпанцеры те ещё, посмотрите сами.
Прототип, который существовал единичном экземпляре провезли
по Красной площади и сказали, что таких овердохрена. Короче, Штатам нужен был самолёт-разведчик, который придёт на смену непрофильным стратегическим бомбардировщиками, куда от безысходности запихнули разведывательную аппаратуру.
Идея оснастить бомбардировщики разведывательной аппаратурой была рабочая, но Страна Советов почему-то очень резко реагировала на появление вблизи своих границ машин, способных нести ядерное оружие. И что-что, а валить бомберы советские лётчики умели и любили.
Технические требования к новому самолёту выставили просто конские: самолёт должен был иметь рабочую высоту в 20 км, иметь возможность находится в воздухе по 12 часов и летать на 5000 километров. В добавок ко всему этому денюшек в министерстве обороны самой богатой державы мира не оказалось и поэтому объявили тендер, со смехотворной суммой, за которую если кто-то и согласился бы что-то делать, то сделал бы на от*бись. Но тут на огонёк заскочил Lockheed с предложением, которое всех устроило.
"И тут за дело взялся знающий человек - наш военком. " (С.) Генеральным конструктором этого самолёта разведчика стал Кларенс Джонсон - знаковая фигура в авиастроении вообще.
Основная его идея была следующая - облегчить самолёт насколько возможно, чтобы он смог забраться на двадцатикилометровую высоту. И эту идею довели до абсурда. Задачу поставили такую - выкинуть из самолёта нахрен вообще всё, что не имело отношения непосредственно к полётам.
В итоге за борт полетело всё вооружение, гидравлика (да, пилоты выжимали закрылки вручную, матеря конструкторов) и даже шасси. Самолёту оставили 2 стойки расположенные продольно, одна за другой, как колёса не велике. Предполагалось, что после посадки и при погашении скорости, самолёт просто будет заваливаться на крыло, на законцовках которых имелись специальные титановые пластины как раз для этого. Сами крылья наоборот удлинили до невозможности.
В итоге самолёт получился поперёк себя шире - длинна корпуса составляла 15 метров, а размах крыльев равнялся почти 25 метрам. Для сравнения: высота пятиэтажки 15-16 метров. Ось така вот куйня, малята...
Грация и красота в полёте… В результате всех этих усилий появился знаменитый самолёт-разведчик U-2. Знаменитым он стал в нашей стране, но чуть позже, когда его сшибут, но обо всём по порядку.
…и неуклюжесть на земле. Без вот этих подпорок под крыльями, самолёт заваливался на бок.
И да это на часть самолёта, а просто палки с колёсиками, которые после взлёта оставались на земле.Самолёт сделали одноместным, что нихрена не хорошо, но в погоне за снижением веса от второго пилота пришлось отказаться.
Так как систему жизнеобеспечения тоже понёрфили в угоду весу, то для того, чтобы пилот мог хоть как-то проявлять признаки осознанной деятельности на высоте, где начинается стратосфера, его обрядили в специальный костюм.
Сначала это был продвинутый лётный комбинезон, но когда пилотов стали вытаскивать из кабин в состоянии овоща, то стало ясно, что полумерами эту проблему не решить. По итогу нескольких сезонов "Модного приговора", пилоты получили практически полноценный скафандр, в котором тогда астронавты на шатлах летали.
Выглядит как обложка альбома какой-нибудь инди-группыЭто помогло, но не сказать чтобы жизнь пилотов стала прям лёгкой. Работёнка была та ещё: в силу конструкционных особенностей, на рабочей высоте U-2 имел очень маленькую разницу между максимальной и минимальной скоростями - примерно 10 км/ч. Это означало, что весть полёт, длительностью в 6 часов надо держать скорость полёта в очень узком створе скоростей. Для сравнения попробуйте поиграть в игру Floppy bird шесть часов подряд, сидя хотя бы в ОЗК и ведя автомобиль.
А пилоту надо было ещё и аппаратурой пользоваться. Кстати про аппаратуру. Это было произведение искусства. Камера установленная на U-2 имела почти 2 километра плёнки и могла заснять полосу шириной в 150 и длинной в 3000 километров.
Приборная доска U-2. Ну, тут всё просто, идем дальше... Оптика стояла настолько крутая, что с двадцатикилометровой высоты можно было различить объекты, длинной в метр. Много это или мало? Пускай на этот вопрос ответит ваша камера, различив на горизонте какую-нибудь классическую надпись на заборе метровый буквами.
Короче, эти ребята начали летать над СССР в 1956 году. Правда поначалу они осторожничали и летали только над всякими Польшами с Чехословакиями. Но со временем вошли во вкус и совершали всё более глубокие и борзые полёты. В какой-то момент они залетели в святая святых - в Казахстан. И нашли там первый в истории человечества космодром! (Звучит как заголовок на Рен-ТВ, правда?)
Короче, обороноспособности Советского Союза эти самолёты поднасрали очень сильно. А советские радиолокационные станции прекрасно видели эти самолёты, но состоящие тогда на вооружении истребители не могли забраться на такую высоту.
Но 1 мая 1960 года всё изменилось: близкий взрыв ракеты комплекса ПВО С-75 "Двина" закончил разведывательные полёты U-2 над центральными регионами Советского Союза навсегда.
Красота и суровость Кстати, забавный факт: американцы были уверены, что при падении с такой высоты ни от самолёта, ни от пилота ничего не останется. Поэтому президент США Эйзенхауэр выдал заранее заготовленную версию про самолёт, изучающий погоду, пилот которого закемарил и случайно залетел не в тот район. Он не мог знать, что советские инженеры за неделю собрали U-2 чуть ли не по заклёпкам, и это не говоря о выжившем пилоте Пауэрсе, который заливался Соловьёвым в застенках страшного KGB .
Хрущёв же все несколько недель участливо интересовался версией об изучении погоды, а потом показал на весь мир и сам самолёт, и его пилота, который своими речами смыл все потуги Эйзенхауэра в унитаз.
Но после того, как U-2 сбили русские, он не прекратил своё существование как разведчик. Разведданные-то нужны по всему миру, а ракетки клепают только в стране великих возможностей. Короче, он много где отметился: и в Европе, и в Корее (кстати там ещё один сшибли из того же С-75), а так же засветился как один из основных разведчиков в операции "Буря в пустыне".
Снимки с этих машин чаще всего выдают за спутниковые. Более того, пройдя модернизации он исправно служит в ВВС США по сей день, да-да. Ходят слухи, что его хотят заменить дронами, но проблема дронов в их дикой цене даже по меркам военного бюджета США, а старичок вроде делает то, что от него требуют и неплохо справляется.
Старик в строю Самолёт принятый на вооружение в 1957 году летает до сих пор и вполне себе годный.
Вот и всё, любите историю. Она гораздо интереснее, чем кажется.
(С.)перто