В 1592 году (по другой версии, в 1585) в испанском городе Сан-Себастьян в знатной басконской семье военного капитана Мигеля де Эрасо и Марии Перес де Галларага у Арсе родилась дочь Каталина. С четырех лет она вместе с сёстрами Элизабет и Мэри воспитывалась в доминиканском монастыре Святого Себастьяна, где настоятельницей была их двоюродная тётка.
Юная послушница отличалась дерзким характером и к подростковому возрасту убедилась в том, что у неё нет иноческого призвания. Когда же Каталине исполнилось пятнадцать, она была жестоко высечена монахинями за какую-то провинность.
Это унижение подвигло ее на отчаянный поступок - бежать из монастыря, переодевшись в мужское платье и отрезав волосы. С этого времени она стала называть себя исключительно мужскими именами. Однако, как именно Эрасо позиционировала себя, до конца не ясно: в определённые моменты своей жизни она считала себя женщиной и использовала только женские местоимения, в другие периоды полностью принимала мужскую роль и обращалась к себе как к мужчине. Даже в своей автобиографии, она сохраняет эту двойственность.
Несколько месяцев Каталина провела в скитаниях по Испании. Сначала жила в городе Виттория у дальних родственников, затем перебралась в Вальядолид под именем Франсиско де Лойола. Но когда в город в поисках пропавшей дочери прибыл её отец, она, боясь разоблачения, отправилась в Бильбао.
Здесь она ненадолго попала в тюрьму за драку с незнакомцем (то ли узнавшим её секрет, то ли просто попавшим под горячую руку вспыльчивой и своенравной Каталины).
Обретя свободу, Эрасо некоторое время служила у одного дворянина, получая хорошую плату.
В 1602 году по непонятной причине она снова вернулась в Сан-Себастьян. Здесь никто её не узнал, включая родную мать, с которой однажды, будучи одетой в элегантный мужской костюм, она оказалась на мессе в том самом монастыре, из которого сбежала.
В 1603 году она направилась в Севилью, а оттуда, получив место юнги на корабле, - в Южную Америку. Её капитаном волей случая оказался родственник - двоюродный дядька по матери, что не помешало «юнге» в одну из ночей напасть на него и убить ради 500 песо, а затем сбежать с корабля.
Так она оказалась в Панаме, где служила помощником у нескольких купцов. Вообще, жизнь Эрасо в Южной Америке была наполнена приключениями. Её горячий нрав стал причиной многочисленных драк и дуэлей. Рассказывают, что на поединках она убила дюжину человек.
Также она успевала заводить романы с женщинами, но неизвестно, всем ли она открывала свой секрет…
Опасаясь мести родственников убитых ею людей, Каталина в 1618 году уехала в Лиму, столицу королевства Перу. Здесь она работала в лавке некоего купца Диего де Соларте, однако, из-за размолвки с хозяином (предположительно, не последнюю роль в этом сыграла её интрижка с женой последнего), ей пришлось покинуть выгодное место.
Через год отчаянная девица перебралась в Консепсьон и уже там, под именем Алонсо Диас Рамирес де Гусман, записалась солдатом в отряд, формировавшийся для военной кампании против мапуче - чилийских и аргентинских индейцев. Это была Арауканская война - продолжительный военный конфликт между населением Генерал-капитанства Чили, входившего в состав Испанской империи, и коренными племенами.
Каталина Эрасо служила под началом нескольких капитанов и прославилась как отчаянный конкистадор, не имевший ни жалости к индейцам, ни страха перед смертью. Она прекрасно владела холодным и огнестрельным оружием, не раз показывала отвагу в бою.
В битве за чилийский город Вальдивию она, невзирая на ранение, отбила испанский флаг у индейцев, чем спасла свою воинскую часть от позора. За этот подвиг Каталина была назначена лейтенант-губернатором и оставалась в этой должности пять лет. В очередной битве, на этот раз за город Пурен, она заменила погибшего капитана и в течение шести месяцев успешно руководила командованием, отражая нападения неприятеля.
Каталина де Эрасо, сражающаяся против мапучи в Чили. Однако конфликт с начальством («прапорщика Эрасо» даже понизили в звании за самовольно принятое решение) повлёк за собой принудительный отпуск.
Вскоре в жизни «монахини-лейтенанта» произошла трагедия, достойная театральных подмостков. Ещё до начала военной кампании Каталина встретила своего родного брата Мигеля, служившего секретарём губернатора в Чили, но он не признал в «молодом человеке» своей сестры, хотя и относился к нему дружелюбно, даже когда тот (та) ухаживал за его дамами сердца.
Всё произошло тогда, когда Эрасо уже была в отпуске: защищая честь одного из своих товарищей, она, теперь уже сама не узнав брата, убила его на одной из своих многочисленных дуэлей. Впрочем, не исключена и версия, что «прапорщик» просто боялся разоблачения, которое, разумеется грозило концом военной карьеры… Как бы то ни было, Каталине пришлось бежать в Аргентину.
Здесь она занималась торговлей, участвовала в военных кампаниях и продолжала заводить романы. Однако в 1621 году (по другим источникам, 1623) была в очередной раз арестована, но на этот раз приговорена к казни, свидетелем чего стал епископ Агустин де Карвахаль. Очевидно, страх перед смертью вынудил Эрасо исповедаться епископу и открыть ему тайну своего пола.
Приглашённые аккушерки подтвердили сей факт, а также её целомудрие, после чего преосвященный назвал её «дочерью» и «самым замечательным человеком в мире». Он спас её от казни и помог укрыться в монастыре.
В 1624 году Каталина де Эрасо возвратилась на родину, в Испанию, где ее встретили как национальную героиню. Весь Кадис собрался, чтобы приветствовать легендарную «монахиню-лейтенанта». В 1625 году король Испании Филипп IV принял ее в Мадриде. Эрасо предоставила бумаги, доказывающие её военную карьеру.
Она получила довольно лестные отзывы монарха, который сохранил за ней звание лейтенанта (буквально, «лейтенант-монахиня») с правом носить мужское имя и назначил пожизненную пенсию. В следующем году уникальная девица получила аудиенцию у папы Урбана VIII, который, демонстрируя небывалую для церкви лояльность, лично отпустил ей все грехи и разрешил до самой смерти носить мужскую одежду.
Тем временем, Каталина смогла лично убедиться в своей популярности в Европе, особенно на родине, что, вероятнее всего, побудило её написать автобиографию Historia de la monja Alférez, Catalina de Erauso, escrita por ella misma, что приблизительно можо перевести так «История прапорщика-монахини Каталины де Эрасо, написанная ей самой».
Книга, над которой Эрасо работала примерно с 1626 по 1630 годы, написана в формате, сильно напоминающем приключенческий авантюрный роман.
Легендарная женщина-конкистадор прожила еще четверть века, но уже никогда не брала в руки оружия. Под конец жизни, в 1645 году, она вновь вернулась в Новую Испанию и поселилась в городе Орисаба штата Веракрус. Здесь она занималась торговлей под именем Антонио де Эрасо - её мулы доставляли грузы в Веракрус. Каталина де Эрасо умерла в 1650 году, предположительно, в Котастле, но точное место, как и дата её смерти, неизвестны.
Из подлинных документов, свидетельствующих о существовании испанской женщины-конкистадора Каталины де Эрасо, до наших дней дошло совсем немного: автобиография, несколько писем и два документа: первый - о присвоении ей звания лейтенанта, второй, обнаруженный в 1992 году в Сарагосе, - подтверждающий её пол и непорочность.
Ее портрет работы Франческо Кресценсио утрачен. Новый портрет написал Франсиско Пачеко в 1630 г.
Портрет Каталины, приписываемый художнику Хуану ван дер Амену В XVII веке по мотивам жизни Эрасо была написана знаменитая комедия драматурга Хуана Переса «Лейтенант-монахиня», в XIX к этой теме обращались романисты Томас де Квинси и Эдуардо Бласко.
В 1947 году режиссёр Эмилио Гомес Мюриэл снял фильм о знаменитой испанке с тем же названием, а в наши дни Каталина де Эрасо стала героиней комиксов. Сегодня она является объектом серьёзных научных исследований, посвящённых гендерной идентичности и феминизму.
Памятник Каталине в Осибаре, ВеракрусОбобщая весь научно-культурологический опыт изучения жизни монахини-лейтенанта, стоит признать, что её образ вызывает неугасающий во времени интерес. Каждая следующая эпоха черпает в её биографии свою проблематику: религиозность и атеизм, рыцарство и авантюризм, патриотизм, сексуальность и гендерное самовыражение…
ИСТОРИЯ