В 1777 году жительницы села, часть которого принадлежала Дмитрию Белухе, пожаловались на жившую там жену служившего под началом помещика в Украинском корпусе Григория Грекова, которая слишком тесно общалась с их мужьями. Во время допроса любвеобильная селянка объявила, что вела себя подобным образом, поскольку ее муж - женщина.
О чем она, по ее уверениям, до свадьбы не знала. Установлением истины в деле попытавшейся бежать с поддельными документами «пехотинец-девицы» и ее супруги по указу Святейшего Правительствующего Синода занимался епископ Переяславский Иларион. А Синод утвердил меры наказания для них, венчавшего их священника и подтвердивших отсутствие препятствий для заключения брака сыновей Белухи.
Из указа Святейшего Правительствующего Синода «О женившихся двух девках одной на другой», 15 марта 1778 года:
«1778-го года, Февраля 27-го дня по Указу Ее Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод, слушав Преосвященного Илариона Епископа Переяславского репорта, которым на указ Святейшего Синода прошлого 777-го года Ноября 11-го дня о решении дела содержащихся при консистории двух колодниц, женившихся одной на другой, представляет, что сего 1778-го года, Января 17-го дня, за присылкою надлежащих из полковых Гадяцкой и Полтавской канцелярий, из Воронежской консистории и от Бунчукового товарища (звание, которым награждали малороссийские гетманы) Дмитрия Белухи репортов, оное дело решено и в называвшемся Григорием лице, по свидетельствованию, в самой точности явилась женщина, а не муж, в чем и сама призналась, что она не Григорий, но Варвара; с малолетства же своего в мужской вид будучи переодета отцом своим и переименована Григорьем, обращалась так доныне, как уже отроду ей тридцатый год, никому не объявля и прежде женитьбы спознавшись с девкою, кою после вместо жены своей имела, Марию, растлила ее не свойственным, а чрез естественным образом и по обвенчании, также ругалась ею, после же дозволила с другими блудодействовать, отчего она Марья и младенца прижила.
А по докладным Святейшего Синода 1721 года пунктами велено делам о любодействах быть светского суда; в Морском же уставе, в главе 18-й, в пункте 137-м, положено: ежели кто с умыслу лживое имя или прозвище себе примет и некоторой учинит вред, оный за бесчестного объявлен и по обстоятельству преступлений наказан быть имеет, а из присланных из Полтавской канцелярии справок значится, что оная женщина, ложно именовавшаяся мужчиною, по сумнительству паспорта, тамо в сотенной Полтавской канцелярии содержалась под караулом и начатое о том и о породе ее не доследовано и не кончено дело и для того оный Преосвященный Переяславский, в силу Святых Отец правил и Высочайших указов присуждает оную женщину, ложно именовавшуюся Григорием, сняв с нее мужское и одев во все женское одеяние, отправить и отправлена в полковую Полтавскую канцелярию за крепким караулом от места до места с провожатыми, при мемории, для докончания тамо о сумнительстве паспорта и о породе ее в сотенной Полтавской канцелярии начатого дела, не явится ли притом и другого какого за нею важного преступления, причем приложены с допроса и при побеге явившегося у нее подложного билета копии, с требованием, чтоб по окончании прежних дел и за предписанные ее против закона и преданий церковных дерзновенные поступки учинено было во всем по строгости законов и что учинено будет, консисторию уведомить.
2-е, женщину Марью, которая прежде обвенчания согласилась к блудодейству с оною обманщицею, а по обвенчании согласилась то же несколько раз, как и сама показала, примечала об обманном с нею совокуплении, но не представляла зараз и по совету обманщицы склонилась к блудодейству с другими, отчего и младенца прижила, по правилу 59-му Василия Великого, отлучив от сообщения Святых Тайн на семь лет, (кроме смертного случая) отправить и отправлена в девичий Золотоношский монастырь в черную работу, за окончанием которой и о вступлении ее в сущий брак учинено быть имеет рассмотрение.
3-е, священника же Вознесенского Стефана Иванова, таковой неправильный брак венчавшего, хотя в неведении обманства, однако, что не по надлежащему испытанию, как в книге Кормчей на листах 521-м, 522-м, 523-м, 524-м положенному значит, поелику он только пред венчанием, как и сам признался, огласил и по одному на словах от помещика сего села, Бунчукового товарища Белухи сынов оказанному некоторому объявлению, обвенчали, а письменного ни у кого и о ее породе не требовали засвидетельствования, оштрафовать и оштрафован ссылкою на месяц в заграничный православный Иржищевский монастырь, в ежедневное священнослужение, дабы же он и другие в своей должности при таких и подобных случаях осторожнее были, распубликовать по всей епархии и распубликовано.
«Девке Марье епитимию определить на семь лет по мнению оного Преосвященного
Переяславского» (на гравюре - епископ Переяславский Иларион (Кондраковский)Приказал и 1-е: девке Марье епитимию определить на семь лет по мнению оного Преосвященного Переяславского, но исправлять ей оную под смотрением духовника в доме, а в монастырь не посылать, и назначить ей сроки, чтоб она старалась, приискав себе жениха, выйти в замужество с тем, что если в срок в замужество не выйдет, в таком случае послана будет в монастырь.
2-е: поступок Бунчукового товарища Белухи детей, коих по объявлению означенные девки венчаны, оставить рассмотрению светской команды и о том к нему, Преосвященному Переяславскому, послать указ.»
ИСТОЧНИК