Где-то в датском королевстве живёт вместе с матерью двенадцатилетний Элиас, по происхождению швед и немного похожий на крысу. В школе Элиас - безнадёжный «терпила», объект насмешек и побоев, достающихся ему как за внешность, так и по национальному признаку.
Положение вещей меняется когда в классе появляется новый ученик.
Суровый мальчик Кристиан, вернувшийся на родину из Лондона и потерявший недавно мать, становится другом Элиаса. Обидчики Элиаса пытаются зачмырить и новенького, но очень скоро жалеют об этом: Кристиан подкарауливает главаря в туалете, избивает его там велосипедным насосом и стращает ножом. После столь крутого поворота событий забияки оставляют двух друзей в покое.
У Элиаса есть отец, импозантный швед по имени Антон, когда-то разведшийся с женой на почве своих измен ей, а теперь увлечённо работающий в жаркой Эфиопии полевым хирургом, спасающий ежедневно жизни своим чернокожим пациентам - хорошим и плохим - всем, вне зависимости от чего-либо, как и велит его благородная миссия. Местное население боготворит Антона, детишки от него без ума, и белый доктор буквально купается в лучах собственной доброты и святости.
Изредка Антон приезжает в Данию навестить детей (у Элиаса есть младший брат), а также их мать, свою бывшую жену, с которой он был бы не прочь «начать сначала», но та его стремлений не разделяет, у неё обида. В один из таких приездов Антон получает в репу от некоего Ларса, автомеханика и быдлана, чей ребёнок повздорил в песочнице с младшим сыном Антона.
Пожалуй, это ключевой эпизод в фильме. Сам момент - как Антон покорно и безропотно выхватывает по мордасам - и то, как он после объясняет своё бездействие Элиасу: «Понимаешь, сынок, нельзя просто так бить людей. Если все будут друг друга бить по лицу - в каком мире мы будем жить? Пойми, я совсем не боюсь этого урода, я просто не хочу отвечать ему тем же и становиться таким же, как он. Он думает, что он победил, но на самом деле он проиграл».
У Кристиана (кто также был свидетелем инцидента) иное мнение на сей счёт. Он считает, что Ларс оскорбил отца Элиаса, и потому должен быть наказан. И наказан сурово. Не пацифистские мировоззрения рулят сознанием этого рано повзрослевшего мальчика, а гораздо более древние правила, средь которых не последнее место занимает «око за око».
Наверное, мне не стоит далее пересказывать фильм. Скажу лишь, что эта история о том, как добро победило добро. Как белое и пушистое добро в конце концов одолело добро не очень белое и совсем не пушистое, то самое добро, которое «с кулаками». Да, зло в этой истории тоже есть, но оно узколобое и примитивное, оно мало занимает автора, поэтому в плане смысловой нагрузки оба добра предпочитают биться друг с другом, а со злом воюют лишь постольку поскольку.
И это неудивительно: ведь автор - женщина. Женщины миролюбивей мужчин, для них не так важно утвердить торжество справедливости, как свести к минимуму кровопролитие - и в этом плане Сюзанн Биер женщина в полной мере. Поэтому авторской волею в финале фильма малолетний Кристиан приходит к слёзному раскаянью в своём таком взрослом экстремизме. Не то чтобы он теперь готов подставлять щёки, но, кажется, осознал, что отвечать насилием на насилие - лишь множить зло, а потому не есть хорошо и правильно.
Уверуют ли после просмотра в то же самое и зрители?.. Что ж - какие-то наверняка.