"Kroshka Enot" revisited

Mar 04, 2016 10:01



Наверное, все помнят эту прекрасную детскую сказку о добре и дружбе, в которой мама-енот посоветовала сыну-еноту улыбнуться хмурому незнакомцу в пруду, малыш последовал её совету, и - о, чудо! - негодяй улыбнулся в ответ. Трогательно и как бы очень поучительно… Впрочем, давайте кое-что проверим.

Попробуйте улыбнуться незнакомцу где-нибудь в средней полосе России, наугад, в каком-нибудь п.г.т. Пердяевке. Только не из окна машины, минуя посёлок транзитом, а став его полноправным резидентом, новым, пока ещё никому не известным жителем. Занесите в своё жилище пожитки, попейте с дорожки чайку, а затем выйдите на улицу и широко улыбнитесь первому встречному.

Вам улыбнутся в ответ. Может быть. А может быть, покрутят у виска пальцем. В любом случае не отчаивайтесь и знайте: уж при второй-то встрече вам обязательно ответят на улыбку улыбкой. Это будет значить, что из круга «чужих» вас перевели в круг «своих». А это в свою очередь будет означать, что скоро вас попросят о каком-нибудь мелком одолжении: посидеть с ребёнком, сходить в магазин, дать в долг на недельку рублей пятьсот. Вы, естественно, не откажете. И не будете отказывать ни во второй, ни в третий, ни в десятый раз - до тех пор, пока вас не попросят о более крупном одолжении: пустить к себе в квартиру на неопределенное время классного пацана Вадика («да он тебя не стеснит, не ссы»), срочно оплатить Митькин шестизначный долг по суду («тебе эти бабки всё равно пока не нужны») или, например, постоять на шухере в какой-нибудь прибыльной ночной затее.

Вы, естественно, откажете. И как только вы откажете, из круга «своих» вы немедленно попадёте в круг «пид@р@сов» - есть такой в средней полосе России. И вот тут уже наш вам совет: прекращайте улыбаться. Ибо дальнейшими своими улыбками вы не только не вернёте себя в круг «своих», но поспособствуете своему скорейшему перемещению в круг «жалких пид@р@сов», т.е. не чувствующих к себе враждебного отношения, по крайней мере тем же не отвечающих, глупых и добреньких, а потому безопасных, которым не обязательно улыбаться в ответ, которым можно (и нужно бы) насрать перед дверью, а при удобном случае… да хоть перо в бок, разве ж это люди. В общем, как-то совсем не в духе сказки всё получится.

Гм, но философия-то здесь где? - раздаются вопросы читателей. А её здесь нет, уважаемые. Здесь, господа, наука-с. По крайней мере ейная предтеча, обобщение некоторых эмпирических данных. Хотите философию - читайте сказку «Крошка Енот», это адаптированный вариант категорического императива старика Канта (с). И вот, собственно, вопрос: на каком основании категорический императив Канта претендует на статус учёной заповеди? Чему он учит? Вере во что? Разве он учит чему-то такому, что способно принести какую-то общечеловеческую пользу или хотя бы персональное воздаяние? Разве обычный человек не имеет права рассчитывать на земное воздаяние «по вере и делам своим»? И разве имеет смысл, морально-правовую обоснованность и проч. учение чему-то такому, что НЕ приносит воздаяние в обязательном порядке?.. В чём принципиальное отличие категорического императива Канта от, скажем, инструкций по разбегу и ударам головой в стену?..  

Философия

Previous post Next post
Up