Бывший сотрудник ЦРУ Рэй МакГоверн: "Своим заявлением о том, что в Америке Эдварду Сноудену не грозят ни пытки, ни казнь, министр юстиции США Эрик Холдер показал, насколько сильно его страна отстала от цивилизованного мира" /Consortiumnews/.
Во-первых, это высказывание лишний раз напомнило всему миру о том, что в США до сих пор пытают задержанных в тюрьмах ЦРУ, не говоря уже о Гунтанамо.
Во-вторых, Белый дом вновь напомнил, что в США до сих пор разрешена смертная казнь. Кстати, одним из требований при вступлении в Евросоюз является как раз отмена смертной казни. А США со своим сомнительным отличием от Европы составляет компанию таким странам, как Китай, Иран и Саудовская Аравия.
Высказывание Холдера в очередной раз напомнило всем и о том, что США нарушили права огромного числа людей, в том числе и из союзных ей стран, пишет МакГоверн. По мнению автора, самым разумным ходом со стороны США было бы «оставить Сноудена в покое».
«Если смотреть с вашей точки зрения, Сноуден причинил достаточно ущерба. Если смотреть с моей - выполнил свой патриотический долг, раскрыл правду, обнародовав документы, показывающие, как Джордж Буш и Барак Обама втоптали в грязь четвертую поправку к Конституции» /Четвёртая поправка является частью Билля о правах и запрещает произвольные обыски и аресты, требует, чтобы ордеры имели основание и были санкционированы судом. Поправка говорит, что в ордере должно быть чётко указано, что именно является объектом поиска, любые другие найденные проводящими обыск предметы, пусть даже и незаконные, не могут быть изъяты и приобщены к делу. Ни одного из этих требований шпионаж США даже за чиновниками ЕС и в зданиях ЕС, разоблаченный Сноуденом, не имел - М1/.
Обама, пишет экс-ЦРУшник, так и не смог создать абсолютно прозрачной администрации. Впрочем, кое-в-чем ему этой прозрачности добиться удалось: а именно в «мстительности» по отношению к разоблачителям. Своими действиями США лишь обнажают собственную «раздражительность и беспомощность».
А вот Владимир Путин, пишет он, напротив, действует куда более умно, дистанцируясь от скандала со Сноуденом: «Это все равно, что поросенка стричь: визгу много, а шерсти мало».
МакГоверн уверен, что никакие угрозы, в том числе, отказ Обамы от поездки в Москву в преддверии саммита «Большой двадцатки», на Путина не подействуют: «Неужели они думают, что надувая губы, насмехаясь и топая ножкой они запугают Путина до того, что он поведет себя как послушные итальянцы, французы, испанцы, португальцы и австрийцы, когда их заставили посадить и осмотреть самолет Эво Моралеса?.. Русские достаточно умны, чтобы понять, что ничего не добьются, передавая Сноудена американскому «правосудию». Россия не банановая республика». Путин не последует примеру Панамы, Италии, Франции, Испании и Португалии.
Оглядываясь на историю России, МакГоверн отмечает, что эта страна со времен татаро-монгольского ига была в роли догоняющей, ей всегда приходилось бороться. Но, вместе с тем, удавались и победы /и хорошо удавались, судя по размерам и месту России в мире - М1/.
Дело Сноудена - одна из таких побед. Россия придерживается высоких моральных принципов, и это лишь подчеркивается поведением администраций Буша и Обамы.
Но хуже всего для Обамы то, что у него нет никакого рычага воздействия на «русского медведя», заканчивает МакГоверн.