Что Немцу хорошо, то Русскому смерть!

Feb 27, 2011 21:58

Originally posted by leicacit at Что Немцу хорошо, то Русскому смерть!
...или Почему Россия не Германия и не станет ей в ближайшие 250 лет.
Уровня жизни это тоже касается.

Что известно широкой публике о прусском короле Фридрихе II, вошедшем в историю как Фридрих Великий? Он жил в XVIII веке, часто вел войны (в том числе и с Россией), был кумиром двух российских императоров: Петра III и Павла I, мужа и сына Екатерины Великой.
За 46 лет своего правления (1740-1786 гг.) Фридрих II практически удвоил территорию Пруссии, создал мощную армию, численность которой доходила до 200 тысяч и которая отличалась железной дисциплиной. Недаром с тех времен в обиход вошло выражение «прусская муштра».
До нашего времени дошли многие высказывания Фридриха Великого, имеющие афористичный характер и не потерявшие своего значения. Некоторые из них приведены ниже.

- Ко всем религиям надо относиться терпимо, ибо каждый человек должен попасть на небо своим путем.
- Чем старше становишься, тем яснее видишь, что в этом несчастном мире Его Величество Случай делает три четверти работы.
- Титулы - украшение глупцов; великим людям достаточно своего имени.
- Мы с моим народом пришли к соглашению: они будут говорить, что хотят, а я буду делать, что пожелаю.
- Мы хотим всем завладеть, как будто у нас есть время всем обладать.
- Великое искусство всякого политического деятеля не в том, чтобы плыть против течения, но обращать всякое обстоятельство в свою пользу.
- Министры стоят на таком шатком подножии, что малейший толчок опрокидывает их.
- Король - первый слуга и первое должностное лицо в государстве.
- Дурные законы в хороших руках исполнителей - хороши; а самые лучшие законы в руках дурных исполнителей - вредны.

Но главное его историческое наследие для Германии состоит не в этом.
В эпоху абсолютизма каждый монарх имел право вмешиваться в любой судебный процесс в государстве и менять решение суда по своему усмотрению. Придя к власти, Фридрих первым делом отменил пытки (ордонанс от 3 июля 1740). Затем он гарантировал имущественные права своих подданных, централизовал судопроизводство и отделил его от исполнительной власти в духе идей Монтескье. В 1749 году Самуэлем фон Кокцеи был окончен и вступил в законную силу новый свод законов «Corpus juris Fridericianum». В этом кодифицированном нормативно-правовом акте были собраны все действующие законы Пруссии, которые были дополнены и новыми, актуальными нормами. В 1781 гг. Фридрих совместно с ведущими юристами Пруссии, в частности, с фон Кармером, разрабатывает новые законы: «Всеобщее гражданское право» и «Общий порядок судопроизводства». В политическом завещании Фридриха Великого есть знаменательные строки:
«Я решил никогда больше не вмешиваться в судебные дела. В залах суда должны говорить законы и молчать суверен».

Это убеждение короля хорошо иллюстрирует судебное дело, участником которого был сам Фридрих. Он захотел расширить свой парк, окружающий дворец Сан-Суси, который начал строиться в Потсдаме в 1745 г., и для этого выкупить небольшой участок земли, вклинившийся во владения короля и принадлежавший некому мельнику. Однако последний заупрямился, желая сохранить наследие своих отцов - мельницу, стоявшую на участке. Дело дошло до суда, рассматривалось долго, но в конце концов решение было принято в пользу мельника. И Фридрих Великий смирился - прусский монарх с традиционной немецкой добросовестностью вводил в королевстве подлинное законопослушание.
Эта история стала широко известна в Европе. Французский поэт Андрие написал стихотворение «Мельник из Сан-Суси», в котором было следующее четверостишие (дословный перевод):
- Черт побери! Так упорно
цепляться за эту мельницу!
Я очень хочу, чтобы ты согласился ее продать!..
Я здесь хозяин. - Вы? Отнять у меня мою мельницу?
- Да, если бы у нас не было судей в Берлине.

Последняя фраза стала крылатой и приведена даже в авторитетном словаре Ларусса, выпущенном впервые в середине XIX века. В этом словаре разъясняется смысл этой фразы: «Выражение «есть судьи в Берлине» с тех пор используется для противопоставления права силе». Действительно, если потребуется, на пути королевского произвола может встать суд, который защитит права собственника.

Использованы материалы отсюда 

френды, Германия, перепост, общество, история

Previous post Next post
Up