Неоэкспрессионизм
(Neo-expressionism) - направление в современной живописи, которое возникло в конце 1970-х и доминировало на арт-рынке до середины 1980-х. Неоэкспрессионизм возник в Европе как реакция на концептуальное и минималистическое искусство 1970-х. Неоэкспрессионисты вернулись к образности, фигуративности, живой и эмоциональной манере, ярким насыщенным цветам.
Представители -
Philip Guston
Германия
Георг Базелиц
Ансельм Кифер
Маркус Люперц
Jörg Immendorff
Америка
Жан-Мишель Баския (см. также[
graffiti art])
Eric Fischl
Дэвид Салле (David Salle)
Джулиан Шнабель (он же знаменитый кинорежиссер)
Edgar Yaeger
Франция
Rémi Blanchard
François Boisrond
Robert Combas
Hervé Di Rosa
Италия
в Италии работали представители трансавангарда [
transavantgarde] под ссылкой статья в нашем учебнике про итальянский неоэкспрессионизм и трансавангард
Francesco Clemente
Sandro Chia
Enzo Cucchi
Англия
David Hockney
Frank Auerbach
Leon Kossoff
Голландия
Menno Baars
Южная Африка
Marlene Dumas [
marlene dumas]
Испания
Miquel Barcelo
Georg Baselitz
Георг Базелиц (нем. Georg Baselitz) - немецкий живописец, график и скульптор, принадлежит к числу самых дорогих из ныне живущих художников. Неоэкспрессионист, один из основоположников стиля «Новые дикие».
Главным рубежом его творческой зрелости можно считать франкфуртские картины второй половины 1960-х годов. В это время появились так называемые «Франкфуртские картины», где человеческие фигуры и предметы оказываются разделенными и тем самым «размываются» их изначальные значения. Изображаемые предметы выступают в качестве фона для живописи. Свою цель художник сформулировал таким образом: «Реальность - это сама картина, но совсем не то, что на картине». В 1969 в работе «Лес на голове» Базелиц выразил свой отказ от содержательных аспектов. Траектории нанесения красок показывают, что Базелиц писал свои картины в стиле «движения вокруг оси». С конца 1960-х годов его фирменным приемом стал «перевернутый образ» (изображение фигур вниз головой).
В конце 1970-х Базелиц занялся скульптурой. Первым опытом была «Модель для скульптуры» (1979/1980) - раскрашенная скульптура из дерева. Влияние экспрессионизма сказывается на его скульптурных работах ещё более явно, чем в его картинах. В 1980-е известность художника растет.
Кавалер Ордена литературы и искусства (1989), лауреат Императорской Премии Японии (2006)
Anselm Kiefer
Ансельм Кифер (8 марта 1945, Донауэшинген) - немецкий художник.
Родился под последними бомбежками Второй мировой. Собирался учиться праву, литературе, языкознанию, но склонился к искусству, учился во Фрайбурге, Карлсруэ, Дюссельдорфе. В 1969 прославился провокационной инсталляцией в одной из галерей Карлсруэ, обращавшей внимание зрителей на живучесть нацизма (на фотографиях он отдавал нацистское приветствие в крупнейших городах Европы). Позднейшее творчество Кифера продолжило данную линию: это аналитическая работа с наиболее общими и глубинными символами немецкого духа от Нибелунгов до Гитлера, мифами великой миссии германского народа, особого пути Германии, великого вождя и т. п. Среди учителей Кифера был Йозеф Бойс.
Крупнейший из художников послевоенной Германии. Главная болевая точка творчества Кифера - Холокост как воплощение германской катастрофы. Испытал воздействие философии каббалы, мистики и алхимии
Роберта Фладда, других духовидцев. В 1990-2000-х годах создал серии работ, внушенных творчеством Целана, Ингеборг Бахман, Велимира Хлебникова. Выступает как театральный художник и художник книги.