Пока готовится (главным образом в голове) большой пост о новогодней прогулке по центру города-героя Минска, расскажу немного о том, что бросилось в глаза в системе его общественного транспорта. Интересных деталей и особенностей, если приглядеться, там предостаточно.
1. Начнём, пожалуй, с метро. Потихоньку строят третью, зелёную линию, первая очередь которой будет включать в себя четыре станции - "Юбилейную площадь", "Площадь Франциска Богушевича", "Вокзальную" и "Ковальскую слободу". Открытие участка запланировано на 2017 год.
2. В районе автобусно-троллейбусной остановки "ДС Дружная", что сразу за главным железнодорожным вокзалом, отгородили довольно большую территорию и ведут работы по сооружению станции "Вокзальная". Она, как и все станции в Минске, будет неглубокого заложения. Поставлю на то, что линия откроется, но не в 2017-м, а на год позже.
Отдельно скажу о языковом вопросе в минском метрополитене. Абсолютно доминирующую позицию в официальной среде занимает белорусский язык - голосовые объявления, названия станций, информационные таблички выполнены строго на нём. Однако иногда всё же пролезает русский, как на 1-й фотографии, где до пассажиров доводятся правила перевозок. То есть та информация, которую можно быстро и "в уме" без проблем перевести на русский, идёт на белорусском, а в случае больших объёмов текста с переводом на мову не заморачиваются. Думаю, что вся служебная документация там тоже полностью на русском. Названия станций и улиц на схемах и табличках чуть меньшими буквами дублируются на английском языке (как и в Москве). Что касается рекламы (которой стало очень много - дошло до того, что обклеивают колонны на станциях) - та тотально русскоязычна.
3. Наглядный пример. Все станции, помимо, названия, ещё зачем-то имеют свой номер. Кстати, время работы такое же, как в Москве.
4. Догадаетесь, кто такие "трактарабудауники"? ;)
5. Самая новая станция минского метро - "Малиновка" на синей линии, открыта в июне 2014 года. Очень понравилась своим "растительным" оформлением. Конечно, это не настолько круто, как "Славянский бульвар", но тоже очень здорово. Рекламы на ней (пока?) не очень много.
6. Птицы, видимо, малиновки?
7. "Московская", 1984 год, открыта в составе первой очереди метро.
8. "Тракторный завод", 1990. Это вторая (красная) линия.
9. Поднимемся наверх. Весь наземный общественный транспорт (кроме маршруток) здесь свой, местного производства. Автобусы на 100% МАЗы, трамваи и троллейбусы клепает завод "Белкоммунмаш". Проезд стоит 5000 рублей (в метро 5500), то есть уже не копейки, как несколько лет назад.
10. Билеты.
11. Язык здесь только белорусский, абсолютно все надписи и объявления на нём. Но есть одно исключение...
12. Вот оно. На маршрутах, следующих через центр города (№1 и №100) работает несколько "экскурсионных автобусов". Это обычный автобус, который идёт со всеми остановками, но во время движения женский голос на русском языке рассказывает о достопримечательностях, которые в данный момент проплывают за окном. То есть за 20 российских рублей вы получаете небольшую экскурсию по городу. Дёшево и сердито ;) Остановки при этом объявляют тоже по-русски.
13. Такими информационными табло на прыпынках остановках в Минске уже никого не удивишь...
14. ...и "Минсктранс" пошёл дальше и установил кое-где вот такие:
15. В верхней части - название прыпынка остановки, дата, время, температура воздуха, время до прибытия ближайшего и следующего автобусов и зачем-то карта всего Минска с отметкой ВСЕХ единиц общественного транспорта, находящихся сейчас на линии. Обновляется где-то раз в минуту.
16. В нижней части друг друга сменяют слайды с историей "Минсктранса" и социальная реклама на тему дорожного движения. С языками полная каша, где-то 50/50 без особых закономерностей.
17. Маршруток немного, процентов 15-20 от "большого" транспорта, проезд в них дороже. Попадаются иногда необычные представители, как вот эта, междугородняя на Молодечно. Что за модель?
18. Под вечер 1-го января я отправился на станцию Минск-Пасс., чтобы прокатиться на городской электричке. Отправляются они с 22-24 путей, что к западу от здания вокзала.
19. Собственно, вот и она. Такие поезда на БЧ уже далеко не новшество, работают на разных маршрутах уже более четырёх лет. Очень отдалённо напоминает "Ласточку".
20. Первые составы были закуплены в Швейцарии у фирмы "Штадлер", а позднее в Фаниполе, что под Минском, был построен завод, и теперь такие электрички (и не только такие) собирают в Белоруссии. Конкретно эта ЭПг-003 - из первой, ещё швейцарской поставки 2011 года.
21. Символика "городских линий". Беларусь в данном случае - название конечной станции маршрута, расположенной в городе Заславль.
Согласно новой концепции пассажирских перевозок на Белорусской железной дороге, действующей с 2011 года, все поезда делятся на пять категорий, которые маркируются определённым цветом и символом в виде цветка.
22. Картинки с
сайта Белорусской чыгунки.
1) Городские линии (красный цвет,астра). Перевозки из Минска в города-спутники Заславль, Руденск и Смолевичи, подвижной состав - Штадлеры (ЭПг), как на фото 19.
2) Региональные линии (синий цвет, крокус и фиалка), делятся на эконом- и бизнес-класс. Первые - по сути обычные пригородные электрички с остановками по всем пунктам или дизель-поезда, вторые - экспрессы швейцарского происхождения ЭПр, например Брест-Барановичи, Минск-Орша.
2а) Аэроэкспресс. Хоть он и выделен в отдельный вид на сайте БЧ, но относится так же к региональным линиям.
3) Межрегиональные линии (зелёный, лилии). Это поезда дальнего следования, соединяющие Минск и областной центр или два областных центра. Гомель-Гродно, Витебск-Брест и тому подобное. Также делятся на два класса.
4) Международные линии (жёлтый, орхидея). Поезда формирования БЧ, идущие в страны ближнего зарубежья.
5) Коммерческие линии (жёлтый, тюльпан). Это, по-видимому, разовые туристические рейсы или ретро-прогулки под тягой паровоза.
23. Билет на "Штадлер" стоит 8800 рублей (35 российских), деления на тарифные зоны, как я понял, нет. Я проехал до станции Ратомка и обратно.
24. Все 4 вагона представляют собой единое пространство, без тамбуров и перегородок. Кресла расположены в двух уровнях.
25. Вот отсек на нижнем уровне. На каждые 4-6 кресел - небольшой столик и мусорка под ним. Кое-где есть розетки. Места на багажной полке много. Просто какая-то Германия!
26. В городских электричках, как и в
аэроэкспрессе, знакомство с которым состоялось на следующий день, господствует русский язык.
И в завершение небольшой ролик. Сажусь на Ратомке в "Штадлер", чтобы уехать обратно в Минск.
Click to view
Спасибо за внимание!