Некоторые наблюдения из Сибири.

Aug 05, 2015 21:56

     В самом конце июня меня на неделю занесло в Иркутск, в город, где я когда-то прожил почти восемь лет. По разным причинам у меня не было особого желания и настроения много снимать, да и пост этот писать я, в общем-то, не собирался, но теперь, спустя месяц после возвращения, впервые открыл папку с фотографиями и нашел, что некоторые можно опубликовать. Так что представляю вашему вниманию небольшие зарисовки с юга Восточной Сибири.




     Всю неделю в Иркутске стояла сильная жара - 30-32 градуса, что для этого времени года в целом нормально. Но вот где проявляется сила привычки - прожив некоторое количество лет в какой-то местности, любой климат, отличающийся от "домашнего", кажется неправильным и тяжёлым. А может, дело в том, что в Москве это лето на редкость приятное в плане температуры воздуха - дней, когда она переходила за отметку в +25, были единицы. Ещё удивило огромное количество тополиного пуха - он был повсюду, в центре и на набережных Ангары, влетал в открытые окна автобусов и попадал в глаза... Совсем от этого отвык, в столице пух - настолько незначительное событие, что я даже не помню, был он в этом году или нет.

1. Набережная Ангары - бульвар Гагарина, усаженный тополями. Вид с Глазковского моста.


2. Мост же выглядит так (фото by ryehood). Это первый капитальный мост в истории города, построен уже при советах, в 30-е годы, до этого переправиться через Ангару можно было только по понтонным мостам или по льду, зимой. Сегодня переходов через реку в городе четыре - Глазковский, Иннокентьевский (строился в 1969-1978), Академический (1999-2013) и плотина Иркутской ГЭС (1950-1959).


3. Чистая ледяная ангарская вода. В момент, когда делал этот снимок, больше всего хотелось в неё прыгнуть)


Удалось аж дважды съездить на Байкал. Первый раз всё началось в микрорайоне Солнечном, откуда меня забрал на машине ryehood, мы выехали на Байкальский тракт и помчали в Листвянку. Хорошая дорога и близость к областному центру (около часа езды) сделали этот небольшой посёлок у устья Ангары самым туристоориентированным местом на берегах озера. Всех командировочных, неискушённых туриков и подавляющее большинство иностранцев иркутяне первым делом везут туда. Концентрация гостиниц, гостевых домов, сувенирных лавок и кафе там, наверное, максимальная в Иркутской области. Атмосферой немного напоминает Анапу, хотя масштабы, конечно, не те. Нам нужно было совсем немного - омуль и место на берегу. И то, и другое мы без проблем нашли, а за четыре хвоста рыбы отдали всего 400 рублей.

4. Байкал всегда прекрасен. После раскалённого города - вдвойне.


5.


6. Забрались на склон горы и посмотрели на Листвянку сверху. В Иркутск возвращались уже ночью.


Второй раз я ездил один, и в противоположную сторону, в город Слюдянку, три часа на электричке восточного направления по перевальному участку Транссибирской магистрали. Стоит недорого - 92 рубля за 130 километров, виды из окон потрясающие, но окна, увы не откроешь и голову не высунешь, так как электричка новая. Очень жарко и чувствуется запах дыма - тайга горит.

7. Вокзал станции Слюдянка I, построенный из местного мрамора в начале XX века. Настоящий красавец. В 2000-х пережил реставрацию, в ходе которой были восстановлены некоторые первоначальные детали оформления.


8. Эмблемы министерства путей сообщения царской России - топор и французский якорь.


Железная дорога в жизни двадцатитысячного городка играет, пожалуй, главную роль. Да и в целом здесь, в Сибири, её значение не в пример серьёзнее, чем в европейской части страны. Можно сказать, основная жизнь тут сосредоточена вдоль магистрали.

9. Слюдянка I забита товарными составами.


10. Почту везут.


11. Ещё Слюдянка известна в среде путешественников как место, где в любое время суток можно с рук купить байкальский омуль. Те из пассажиров, кто "в теме", готовятся к этой станции заранее - поезда стоят тут, как правило, две минуты, а нужно ведь успеть и хвост пожирнее выбрать, и цену немного сбить) Когда на станции затишье, рыбой торгуют стационарно, в таких вот киосках. Хвост стоит 150-250 рублей в зависимости от размера.


12. От путей Транссиба до набережной минут пять пешком. Уровень воды в Байкале в этом году сильно упал и возле берега вода "цветёт". Впервые такое увидел.


13. Дальше от берега всё уже в порядке, ламинарное течение сменяется турбулентным.


14. Церковь Николая Чудотворца, 1915-го года постройки, очень похоже, что недавно отреставрирована или вовсе возведена заново.


15. Район Слюдянки между железной дорогой и Байкалом по духу абсолютно деревенский.


16. Ещё одна довольно известная слюдянская достопримечательность - модерновая водонапорка начала прошлого века. Когда-то входила в комплекс зданий железнодорожной станции. Строили её ссыльные поляки и, по легенде, в отместку "проклятому царскому режиму" выложили из камней кладки фундамента известное слово из трёх букв.


17. Получилось не совсем грамотно, русский поляки знали не в совершенстве. Тем не менее легенда живёт уже больше века.


Ну а мы вернёмся в город. Иркутский острог был основан в 1661 году, что по сибирским меркам возраст довольно почтенный. Старой деревянной архитектуры в городе сохранилось достаточно (аналогичная ситуация в Томске), одно-двухэтажные домики есть в большом количестве на обеих берегах Ангары, состояние у них разное, чаще не очень хорошее, а просто так снести их нельзя - культурная и историческая ценность. Даже не знаю, как в будущем планируется эту проблему решать... Вообще тема эта большая, достойна отдельного поста, но, увы, не в этот раз.

18. Вот один из представителей, неплохо пока держится. От центральной площади не больше километра.


19. Консульство Монголии. До границы на машине около пяти часов, влияние монголов, конечно, не такое, как в соседней Бурятии, но всё же есть, уазики с номерами "УБ..." иногда попадаются. Наши же туда ездят в основном в шоп-туры, как и в Китай (но он дальше), а туристическая привлекательность Монголии, на мой взгляд, очень сомнительна)


20. Новый Иркутск вовсю наступает на пятки старому, строят в городе много и высоко. Симпатичные башенки на Дальневосточной улице (название-то какое приятное,а!), место потрясающее - у самого берега Ангары, между плотиной и новым (Академическим) мостом.

Главное же архитектурное открытие ждало меня на улице Тимирязева, неподалеку от центрального рынка. В том районе царит полнейший шанхай, ад и Израиль, со всех сторон рынки и торговые площади, стоянки пригородных автобусов и прочие прелести, сопутствующие такого рода местам.

21. Открытие - красивейшая пожарная каланча. Построена была к 1901 году и на тот момент была самым высоким зданием города. Не понимаю, как я её раньше не замечал. Одна из доминант района, раза в полтора выше Сокольнической.


22. Вид на неё с параллельно идущей улицы Софьи Перовской, между улицами какой-то то ли пустырь, то ли автостоянка и частный сектор. Дело, между тем, происходит в центре города. Да, Иркутск - он и такой тоже)


23. Перспектива улицы Тимирязева из окна трамвая. Трамвай в Иркутске скорее жив, чем мёртв.


24. Центральный рынок. До сих пор жалею, что не зашёл в эту столовую.


25. Местный стрит-арт к 350-летию города (2011).


Время здесь течёт небыстро. Это не с Москвой сравнение (по отношению к ней оно везде медленно идёт), а хотя бы с Владивостоком. Иркутск после Владика казался мне очень провинциальным и патриархальным ещё в семилетнем возрасте.

26. Город Шелехов, чуть к югу от Иркутска. Сами всё видите.


27. В чём сходство с Владивостоком - так это в автобусном парке. Где-то половину его составляют б/у-шные корейцы, вот этот, например, раньше служил в городе Пусане на маршруте Аэропорт - станция метро "Хёндай". Надписи на корейском не мешают, а только добавляют колорита.


28. А здесь корейские иероглифы патриотично заклеили даже не флагом - целым штандартом! Правда, верх и низ перепутали и он получился больше похожим на сербский, нежели на наш.


С машинами та же ситуация, что и на ДВ - очень много праворульных, и так же абсолютно нормально ездить на "Тойоте" или "Ниссане" ещё 90-х годов выпуска. Они в России чувствуют себя замечательно и сносу им, похоже, нет. Тоже, что ли, такую взять?

29. Тойота Марк II - не машина, а крейсер. Наши "марковладельцы" очень любят их тюнинговать, в том числе и занижать, как "Приоры". Но он прекрасен и без всей этой мишуры, просто прекрасен.


30. Всё, хватит Иркутска, полетим домой.


31. Очень люблю иркутский аэропорт за вот такие виды на взлёте и посадке.


Таким получился мой взгляд на некогда родной город в июне-июле 2015 года. Не особенно радужный, но и вовсе не плохой - такой, какой есть.
     Благодарю за внимание.

Азия, городские особенности, Сибирь, Иркутск, железные дороги, Байкал

Previous post Next post
Up