Православный мужской монастырь «Киево-Печерская Лавра» - древнейший и один из наиболее известных и значительных монастырей на Руси. Главная достопримечательность Киево-Печерской Лавры - пещеры (печеры), в которых подвизались основатели русского монашества.
Когда-то в киевском предместье Берестове стоял храм Двенадцати апостолов, где служил благочестивый священник Иларион. Подражая первым христианским подвижникам, он выкопал двухсаженную пещеру в живописном холме неподалеку от Берестова и уединялся там для молитвы.
Св. Иларион Киево-Печерский
Позже Иларион стал духовником Ярослава Мудрого, а в 1051 году был избран Митрополитом Киевским и Всея Руси и прославился как выдающийся церковный и государственный деятель.
В опустевшей пещере в том же году поселился монах Антоний, вернувшийся с Афона, где был пострижен в монахи и провел первые годы своего иноческого служения.
Св. Антоний Киево-Печерский
Позже он прославился как великий русский святой Антоний Киево-Печерский. Таким образом, год 1051 считается годом основания пещерной обители.
Постепенно благочестие святого Антония привлекло к нему последователей-учеников, которые ископали для себя новые келии, соединив их коридорами. В пещерах же были устроены и храмы. Десять лет спустя число братии достигло 12 человек, в числе которых был и преподобный Феодосий,
Св.Феодосий Киево-Печерский
ставший впоследствии настоятелем монастыря и первоначальником общежительного монашества на Руси.
Собор Киево-Печерских святых Ближних пещер
Преподобный Антоний, ища уединения, выкопал себе пещеру-келию на другом холме, положив таким образом начало новому комплексу пещер, названных впоследствии Антониевыми, или Ближними.
Собор Киево-Печерских святых Дальних пещер
Первоначальные пещеры стали называть Феодосиевыми, или Дальними.
Свв. Антоний и Феодосий Киево-Печерские
Когда говорят о киево-печерских святых, обычно упоминают, в каких именно пещерах они подвизались при жизни - Ближних или Дальних.
Св. преподобный Ахила, диакон Киево-Печерский
Святой Ахила Печерский подвизался в Дальних пещерах, где служил диаконом. Сведений о точных датах его жизни не сохранилось: где-то между концом XIII и началом XV века. Для удобства иногда называют XIV век. Память ему совершается 4 (17 по новому стилю) января, 28 августа (10 сентября) в день празднования Собора преподобных отцов Киево-Печерских Дальних пещер, а также в неделю 2-ю Великого Поста (Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских).
Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских
Местное почитание преподобного Ахилы началось в конце XVII века, а общецерковное - во второй половине XVIII-го.
Этот скромный монах, долгое время проведший в затворе, прославился как великий постник. Вся братия Киево-Печерская отнюдь не грешила чревоугодием, но даже среди них Ахила выделялся тем, что вкушал одну просфору и совсем немного сырых овощей (зелий) в течение недели. И это было только в скоромные дни. В дни же постные Ахила вообще обходился без пищи. Если учесть, что монастырские службы идут практически круглосуточно, а диакон обязан на каждой из них сослужать: громким, сильным голосом возглашать ектении, читать Апостола, петь молитвы - то постничество Ахилы кажется невероятным. Только с Божией помощью можно было совершать такой подвиг.
Преподобному Ахиле Печерскому молятся об избавлении от греха чревоугодия, о дарования воздержанности в пище. А поскольку одним из необходимых условий похудания является знаменитое «Не жрать!», то именно о воздержанности в еде следует молиться этому святому.
В церкви принято молиться не о результате, а о первопричине. Так, не молятся о даровании красивой внешности, но можно и нужно молиться о даровании здравия, об избавлении от той или иной болезни как физической, так и моральной, в первую очередь - греха: ведь именно жизнь правильная, чистая и безгрешная - залог крепкого здоровья, а значит - красоты и внутренней, и внешней. Так и о похудании напрямую молиться не принято, как не принято поститься с целью похудания: церковный пост - это не диета. Но грех чревоугодия в той или иной степени присущ всем нам. И вот об избавлении от «порабощения чревных страстей» мы можем молиться святому преподобному Ахиле Печерскому. А уж похудание - это возможный приятный «бонус», не более того.
Тропарь и кондак святому преподобному Ахиле Печерскому.
Тропарь, глас 8
Постническое житие облобызав/ и многими труды от младых ногтей себе обложив,/ на степень диаконства произведен быв, всечестне, / в коем служил еси в церкви Божия Матере непорочне, / Ейже молися, // во еже спастися душам нашим.
Кондак, глас 2
Велие имел еси воистинну воздержание, славне, / и многое показал еси пощение, о Ахило, / зане едва единою в седмицы,/ и се едину малу просфору снедаше/ и бденным стоянием к Нему выну дручашеся,/ тем тя, яко постника и преподобным сообщника// чтуще, ублажаем.
О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Ахило! Не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится. Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу о пользе душ наших и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов, воздушных князей, и от вечныя муки да избавимся и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.