Не знаю, как раньше, но теперь можно с уверенностью сказать, что тандем DC Comics и Warner Brothers поставил перед собой цель сдвинуть жанр кинокомикса с мертвой точки и сделать из развлекательного по своей сути жанра нечто серьезное и с претензией. Сначала "Константин", сильно измененный внешне, но сохранивший частицу депрессивного состояния, "V значит вендетта", впервые затронувшая проблемы политики и содержавшая в себе нехилый наезд на политику Буша-младшего, ребрендинг франшизы "Бэтмена", полностью отошедшего от своих корней и пытающегося серьезно говорить о проблемах этики и морали. И наконец, выходящая в марте 2009 года экранизация "Часовых" Алана Мура, которая, возможно, поставит жирную точку в череде неудачных экранизаций автора и заново откроет его зрителям. Судить об этом пока еще рано, ту же "Вендетту", снятую по мотивам графического романа Мура, несмотря на подымаемые политические темы, вряд ли можно назвать удачной и близкой к оригиналу.
К счастью, вышедшей в этом месяце трейлер "Часовых" более-менее расставляет все по своим местам. Правда, в основном для тех, кто знаком с первоисточником-комиксом. Для всех остальных же трейлер не более, чем набор очень красочных картинок. Поэтому, чтобы подогреть интерес к фильму и заодно проанализировать насколько экранизация совпадает с оригиналом, предлагаю разобрать то, что мы видим в трейлере. Я постарался обходиться общими словами и не раскрывать основную сюжетную канву, но на всякий случай предупреждаю, что под катом СОДЕРЖАТСЯ СПОЙЛЕРЫ. Так что решайте для себя сами, хотите ли вы что-нибудь знать об этом фильме или будете смотреть его, что называется, с чистого листа. Сначала, естественно, смотрим сам трейлер.
Click to view
Для начала краткий сюжетный экскурс. Америка, 1985 год, альтернативная история. Супергеройство запрещено законом, у власти до сих пор президент Никсон (Уотергейтский скандал благополучно замят), Советский Союз вводит войска в Афганистан, чем усложняет и без того плохие отношения с Америкой. Мир стоит на грани ядерной войны. На фоне этих масштабных событий происходит убийство одного из бывших супергероев Эдварда Блэйка, так же известного под именем Комик. Расследование причин его смерти не приводит ни к чему хорошему...
Помимо Комика в романе "Часовые" действуют следующие персонажи:
- Уолтер Ковач (кодовое имя Роршах). Единственный супергерой, не подчинившийся запрету супергеройства и продолжающий творить самосуд. Именно он начинает расследование смерти Блэйка, прибегая к подчас жестоким и сомнительным мерам воздействия.
- Джон Остерман (кодовое имя доктор Манхэттен). В ходе эксперимента был расщеплен на атомы и собран снова, в результате чего приобрел сверхспособности. Может читать ход времени, изменять структуру тела, перемещаться в любую точку вселенной. Именно он является козырной картой минобороны США по предотвращению ядерной угрозы со стороны Советского Союза. Состоит во внебрачной связи с Лори Джупецик.
- Лори Джупецик (кодовое имя Шелковый Призрак). Любовница Джона Остермана. Дочь Салли Джупецик, супергероини, в 50-х годах работавшей в одной команде с Эдвардом Блэйком.
- Дэн Драйберг (кодовое имя Ночной Филин). Обладатель бэтменоподобного костюма, собственного летательного аппарата и кучи полезных технических приспособлений. Когда-то работал вместе с Роршахом.
- Эдриан Вейдт (кодовое имя Озимандиас). Бизнесмен и владелец финансовой империи, построенной на продаже собственного супергеройского образа. Ушел из героев еще до запрета супергеройства. Обладает молниеносной реакцией.
РАЗБИРАЕМ ТРЕЙЛЕР:
1. Джон Остерман заперт в экспериментальной камере. Эксперимент вот-вот начнется, поэтому ему никто не помогает, а ученые снаружи просто наблюдают за дальнейшими событиями. (Глава 4)
2. Часовые, движущиеся механизмы. Они и далее будут встречаться на протяжении всего трейлера. Символизируют, как ход отсчета времени до свершения Судного дня, так и то, что Джон Остерман в прошлом пытался работать часовщиком, а в экспериментальной камере оказался из-за того, что забыл там часы. (Глава 4)
3. Маленькая неточность - Джон Остерман подвергался воздействию радиации, поэтому сцена с наэлектризованными волосками на руке сделана просто для красоты. В комиксе похожий момент тем не менее присутствует - этот эффект происходит с окружающими в момент телепортации доктора Манхэттена из одной точки в другую. (Глава 4)
4. Начало эксперимента. Джон Остерман держит в руках часы. Опять же молнии и прочее добавлено для красоты. (Глава 4)
5. Момент расщепления Джона Остермана на атомы. (Глава 4)
6. Роршах и Ночной Филин отправляются на поиски заказчика покушения на Эдриана Вейдта на летательном аппарате Филина. (Глава 10)
7. Шелковый Призрак проламывает крышу в горящем здании, чтобы спасти оказавшихся в западне людей. В комиксе все это происходило без выкрутасов, просто Филин и Призрак перебросили мостик из летательного аппарата к одному из окон. (Глава 7)
8. Филин и Призрак отправляются в Синк-Синк на помощь Роршаху. (Глава 8)
9. Смерть Эдварда Блэйка (Комик) от рук неизвестного. (Глава 1)
10. Эдриан Вейдт перед множеством экранов в своей собственной резиденции в Антарктиде. (Глава 12)
11. Не идентифицировано. В комиксе нет этого момента. Есть предположение, что это может быть убийство доктором Манхэттеном одного из персонажей (но там не было никаких уборщиков) или отправление доктора Манхэттена на Марс (уборщик был, но то, что мы видим в трейлере, все-таки больше похоже на убийство). (Глава 12 или Глава 3)
12. Летательный аппарат Филина приближается к горящему зданию, в котором на верхних этажах заперты оказавшиеся в ловушке люди. (Глава 7)
13. Роршах оказывает сопротивление полицейским. (Глава 5)
14. Лори Джупецик впервые за долгое время одевает суперкостюм Шелкового Призрака и спускается по лестнице в кабину летательного аппарата Филина. Заметим, что в комиксе Лори стеснялась откровенности своего костюма и видимо поэтому и приделала к нему некое подобие юбки. В экранизации от этой юбки избавились. (Глава 7)
15. Размножившийся доктор Манхэттен в своей квартире перед ссорой с Лори Джупецик и отправлением на телевидение. (Глава 3)
16. Не идентифицировано. Ночной Филин прыгает откуда-то сверху на улицу с разбегающимися людьми. Возможно, продолжение сцены из пункта 28, из воспоминаний Филина о работе с Комиком.
17. Похороны Комика. (Глава 2)
18. Сцена из воспоминаний доктора Манхэттена о войне во Вьетнаме, в которой он участвовал вместе с Комиком (ногу доктора можно увидеть на заднем плане). (Глава 4)
19. Не идентифицировано. Может быть одним из бунтов из сцены воспоминаний Филина о работе с Комиком (см. пункты 16 и 28) (в комиксе именно в этом момент рисовали надпись “Who watches the watchmen?”) или одной из сцен финала (на это намекает уничтожающее все вокруг пламя). (Глава 2 или Глава 11)
20. Доктор Манхэттен перестраивает свое тело, собирая его из атомов в столовой института, где проходил эксперимент. (Глава 4)
21. Не идентифицировано. Скорее всего сцена из воспоминаний доктора Манхэттена о знакомстве с Лори Джупецик (на это указывает ее видный нам кусочек суперкостюма). (Глава 4). Так же возможно, что это так называемое "усиление" любовной линии между персонажами, введенное сценаристами.
22. Не идентифицировано. Возможно, попытка показать, что Комик пытался защищаться перед своей смертью. (Глава 12) Или еще одна сцена для "более глубокого погружения во внутренний мир персонажа".
23. Роршах допрашивает Молоха, суперзлодея, ушедшего на пенсию, с целью выяснить кто убил Комика. (Глава 2)
24. Неудачное покушение на Эдриана Вейдта. (Глава 5)
26. Не идентифицировано. Возможно, тот момент, когда Филин узнает о смерти своего отца. (Глава 10)
27. Продолжение сцены из пункта 18. Воспоминание доктора Манхэттена о войне во Вьетнаме вместе с Комиком. (Глава 4)
28. Сцена из воспоминаний Филина во время похорон Комика - они вместе усмиряют бунт недовольных. (Глава 2)
29. Не идентифицировано. Возможно, одна из видоизмененных сцен из первой главы - Роршах узнает о смерти Комика и ведет свой журнал расследований. В тот момент, когда Роршах был на крыше, дождя не было, а когда он начался, Роршах уже просто бесцельно бродил по улицам. (Глава 1) Также может быть любой из всех возможных сцен с участием Роршаха.
30. Доктор Манхэттен и Лори Джупецик взлетают на корабле на Марсе. Сцена изменена - корабль доктор собрал еще до того, как на Марсе оказалась Лори, здесь же он собирает его прямо в полете. (Глава 9)
В качестве бонуса:
Сцены, не вошедшие в трейлер.
31. Сцена из воспоминаний доктора Манхэттена во время похорон Комика - инцидент в баре. (Глава 2)
32. Сцена из воспоминаний Салли Джупецик во время похорон Комика - Комик пытается приставать к ней. (Глава 2)
33. Видоизмененная сцена из первой главы, указывающая на то, что действие фильма происходить именно во время правления Никсона.
34. Кинотеатр, около которого в комиксе происходил бунт и его усмирение Комиком и Филином (см. пункт 28)
35. Продавец Бернард и мальчик, читающий у его лотка комикс, позволяют предположить, что в фильм войдет и альтернативная история о Черной шхуне. Мальчик, кстати, постоянно смолит, но это, естественно из фильма уберут. В комиксе эти два персонажа используются для передачи общественного мнения о войне и ситуации в стране, в фильме скорее всего, их появление сведут к нескольким эпизодам.
36. Еще одна из сцен в первой главе - кафе около лотка Бернарда и места, где произошло убийство Комика.
Чтобы было проще разобраться в какой последовательности все это происходит (в трейлере эпизоды, естественно, перемешаны) укажу хронологию кадров по пунктам (это не касается неидентифицированных кадров). Итак, обытия разворачиваются следующим образом: пункты 9, 17, 28, 32, 31, 28, 15, 18, 27, 1, 3, 4, 20, 21, 23, 24, 13, 14, 12, 7, 8, 30, 10. Ну что, разобрались? ;) Естественно, все события указаны в хронологической последовательности событий комикса, а там, дай Бог, все тоже достаточно запутано.
Итак, как мы видим, перед нами практически буквальное переложение событий романа Алана Мура. Все сюжетные линии благополучно сохранены, герои на месте. Можно было бы опасаться, что в фильме откажутся от политического участия президента Никсона, но он вроде бы как тоже присутствует (см. пункт 33). Правда не все ясно, будет ли в фильме Советский Союз и война в Афганистане и как сценаристы распорядятся хронологией и диалогами персонажей, но пока все идет к тому, что у "Часовых" будет отличная экранизация.
Что могут испортить и выкинуть?
Следующее:
- момент, когда с Роршаха снимают маску. Для меня это один из самых сильных моментов комикса и боюсь на экране он выйдет не настолько сильным. Загубила же Натали Портман одну из самых сильных сцен с приступом астмы в "Вендетте".
- финальный твист. По мне так эта тема с инопланетными захватчиками слишком тривиальна и глупа. Точно так же как Лидер, дрочащий на "Судьбу" в "Вендетте". К тому же не следует забывать, что перед нами все-таки не 1985 год, а в комиксовом постмодерне не все разбираются. Если сценаристы сумеют придумать более трезвую и правдоподобную видоизмененную концовку, я им только поаплодирую.
- мотивации персонажей, философию и ненависть Мура к человечеству могут изменить. В итоге от комикса ничего не останется, потому, что комикс, как было сказано уже неоднократно, это не просто излагаемые в нем события.
- замечательный прием "стилистического монтажа", применяемый Муром в своих комиксах. Это касается как сцен с участием продавца Бернарда и мальчика (пункт 35), так и в воспоминаниях доктора Манхэттена на Марсе. То, что Алан Мур сделал в 4-й главе надо читать, на экран этого перести невозможно.
- Сюжетная линия "Истории Черной шхуны" наверняка будет существенно сокращена и урезана до небольшого камео.
- Не знаю, как вам, а мне крайне сильно не нравится, что Снайдер опять злоупотребляет в трейлере своим пристрастием к "слоу-мо". Надеюсь, в фильме этих сцен будет намного меньше.
В будущем наверняка появятся новые трейлеры и я добавлю к этому разбору те новые кадры, которые там увижу. А пока будем ждать до марта. Судный день для творения Алана Мура приближается все также неумолимо.
P.S. Если вы хотите познакомиться со вселенной "Часовых", а также побольше узнать о работах Алана Мура, то обязательно прочитайте
этот и другие посты (можно найти по тэгу "Мур") в журнале моего единомышленника
dimbl4. Там же есть ссылки на основные комиксы Мура. ;)