Как принято у друзей - список победителей и проигравших фильмов уходящего года. Сразу оговорюсь, данный список не претендует на всеобщий охват, так как большую часть премьер осени и начала зимы я по тем или иным причинам пропустил. Тем не менее, хочется еще раз вспомнить о том, что радовало или огорчало в кино, что запомнилось, а что лучше сразу придать забвению. Итак, итоги киногода 2006:
ВИННЕРЫ ГОДА
Фильм года: "Страна приливов"
Фильм-мистерия, фильм-метафора. Так снимать может, пожалуй, только Гиллиам, легко и непринужденно, а главное как всегда гениально. То, что у любого другого режиссера обернулось бы неприглядной социальной драмой, у Гиллиама стало ярким воплощением детских фантазий и снов. Фильм как глубокое озеро: если плавать на поверхности, то тепло и хорошо, но стоит нырнуть поглубже, как сковывает ледяной ужас. Именно за подобные неоднозначные фильмы, над которыми хочется думать, героям которых сочувствуешь и сопереживаешь, я и люблю Гиллиама. Равнозначный шедевр, готовый занять место среди "12 обезьян", "Страха и ненависти в Лас-Вегасе" и "Бразилии".
Лучшая комедия: "Поцелуй навылет"
Остроумная комедия, полная киноцитат, пародий и просто великолепно написанного текста. Главный и неоспоримый претендент на звание фильма о лузерах. Игры в нео-нуар в духе Чака Паланика. Сценарист Шэйн Блэйк в свое время уже порадовал меня замечательным "Последним киногероем", теперь он вновь вернулся во всей своей красе.
Лучший боевик: "Казино "Ройал"
Никогда особо не любил бондиану, но тем не менее смотрел ее. На этот фильм шел неохотно, но, как и в случае с "Константином" в прошлом году фильм оказался настоящим сюрпризом. Толстый Броснан был заменен не менее толстым Дэниэлом "Сусликом" Крейгом, но дело совсем не в этом. Убрав ко всем чертям лоск и гламур от которых уже начинало тошнить, грамотно дозируя экшн с обычными эпизодами, выкинув дебильные фразочки-ремарки и комиксовость происходящего из сценария и сосредоточившись на драматической составляющей авторы фильма только выиграли. Новому Бонду хочется верить, его интересно смотреть и 22-й фильм бондианы действительно хочется ждать. Браво, что тут скажешь.
Лучшая драма: "Вдох выдох"
Фильм-роман, фильм-признание, фильм-эмоция. Здесь совсем мало актеров, они не так красивы и фотогеничны как многим хотелось бы, они ведут себя и говорят так, что вызывают у многих отвращение и упреки в пошлости. Но они настоящие и им веришь. Сквозь весь фильм герои продираются через нагромождение фраз и чувств, лгут себе и друг другу, чтобы в конце концов признаться в самой большой любви. Любви, у которой ней будущего, из-за обид и непримиримости характеров.
Лучший фильм ужасов: "Проклятье 2"
Претендент на лучший фильм ужасов, лучший сиквел и лучший римейк в одном лице. Такаши Шимидзу можно упрекнуть в том, что он снимает один и тот же бесконечный сериал, но не признать того, что он делает его мастерски и по-настоящему страшно, просто невозможно. Сюжетная интрига в фильме закручена в тугую спираль, обреченность зашкаливает, а финальное многоточие в конце еще сильнее подогревает интерес в ожидании заключительной части американской трилогии. Только бы снимать ее доверили тоже Шимидзу.
Лучший кинокомикс: "Ультрафиолет»
Самый недооцененный фильм года. Одни возлагали на него огромные надежды, другие просто не любят жанр комикса, но тем не менее фильм Уиммера - умелая квинтэссенция того, что творилось в жанре "action girl". Режиссер снял комикс в чистом, незамутненном виде, стилизовав изображение и спецэффекты, без постмодерных новаторств или глубоких персонажей, такой, каким он был и всегда, если честно, сказать останется. "Я и не надеюсь, что вы поймете мой мир" говорит в начале и конце главная героиня Вайлет, но тем не менее истинные ценители жанра фильм наверняка оценят.
Лучший мультфильм: "Труп невесты"
На фоне засилья компьютерных юмористических мультфильмов этот, пожалуй, настоящий глоток воздуха. Ручная кукольная анимация, фоны и грамотный сценарий, милые персонажи - что еще нужно для счастья? Здесь нет места пошлости и тупому юмору, а сама рассказываемая история стара как мир, но происходящему веришь и за героев переживаешь. Смотрите и наслаждайтесь, так, наверное, уже больше никогда не будут делать.
Лучшая сказка: "Клятва"
В азиатском кино многие в первую очередь ищут эпик. Фильм сравнивали с "Героем" и "Тигром/Драконом" Энга Ли. Зачем непонятно. "Клятва" в первую очередь сказка, очень красивая и грустная, немного наивная, одно из таких произведений где за логикой совсем не хочется следить. Яркий пример того, что азиаты как никто другой умеет снимать искренние и прочувствованные фильмы из чего угодно и у них это всегда получается.
ЛУЗЕРЫ ГОДА
Главный отстой года: «Очень страшное кино 4»
Честно скажу, я искренне люблю этот сериал, несмотря на всю его похабность и пересматривал первые три части бесчисленное количество раз. Смену Вайансов на Цукера тоже воспринял положительно, сериал от этого не стал хуже, а доступней публике. Четвертую часть ждал чуть ли не с придыханием, заранее готовясь смеяться весь сеанс. Что мы получили в итоге? Невнятную, абсолютно несмешную мешанину из устаревших и тупых гегов. В фильме даже нет сюжета, о чем уж тут говорить? Один из самых ожидаемых мною фильмов года обернулся полным провалом.
Худшая драма: ???
Честно скажу, таковой не нашлось. Может потому, что я не слишком большой любитель ходить на сомнительные драмы или комедии.
Худший фильм ужасов: "Пункт назначения 3"
Ничего, честно говоря особого не ждал. Но вторая часть сериала очень сильно понравилась спецэффектами и от третьей части ждал еще более высокой планки. Но создатели даже здесь ухитрились схалтурить - какой-нибудь Эли Рот со своим "Хостелом" во много раз сильнее дает жару. Что же касается сюжета, то это уже вообще наглость - сделать кальку с первой части и продавать ее за новый фильм. Имейте совесть, господа, право слова.
Худшая комедия: "Никто не знает про секс"
Я конечно знаю, что российское кино в жопе. Но чтобы в такой... Засыпал на фильме несколько раз, перематывал, пытался пересмотреть то, что проспал, но неизменно засыпал на том же самом месте. Это даже не КВН с Маслюковым-младшим, это вообще катастрофа. Если у нас будут продолжать снимать такие комедии, то
нашему кину действительно ничего хорошего не светит.
Худший боевик: «Миссия невыполнима III»
Первая половина фильма - одно сплошное удовольствие. Грамотная расстановка приоритетов, экшн, великолепные сцены с переодеванием в Ватикане. Как все хорошо начиналось, а потом пришел Том Круз и все испортил. Вся вторая половина - сопли и попытки Круза изображать из себя драматического актера. А уж финальная битва с главным злодеем заслуживает как минимум десятка тухлых яиц прямиком в экран.
Худший кинокомикс: "V - значит вендетта"
Попытка придать комиксу мысль и смысл в очередной раз успешно провалилась. Автор Алан Мур в очередной раз в ярости открестился от своей экранизации и его можно понять. Пытаясь перенести фрагментарные выпуски комиксов сосредоточенных как раз на идее, а не на окружающем мире, авторы фильма благополучно об этом мире и забыли. В итоге самые захудалые диссиденты в тоталитарной Англии имеют свой собственный коттеджик с огромной плазмой на полстены, богато сервированный стол, но все равно бубнят как заведенные о какой-то там свободе. Тиран не может обустроить собственную систему надзора за порядком, а солдаты, вынужденные охранять диктатора от восставших, обреченно опускают автоматы перед безоружной толпой. Авторам сценария господам Вачовски, ей-Богу, хочется посоветовать почитать хоть одну главу из учебника по истории какого-нибудь государства. Или на худой конец посоветовать посмотреть "Бразилию" или "1984". Чтобы идея жила ей нужен правдоподобный и жестокий мир, которым она воспитывается. Без этого мира идея превращается в очередную американскую агитку о равенстве и братстве.
Худший мультфильм: "Лесная братва"
Тех, кто видел оригинальные стрипы, наверняка покоробило то, как социальная сатира превращается в нравоучение о том, что врать и обманывать плохо, а жить надо одной, желательно шведской, семьей. Но, даже, если откинуть и связь с первоисточником, то "Братва" все равно остается довольно посредственным и скучным мультфильмом. Я уже молчу про белку, в наглую украденную из "Красной шапки".
Худщая сказка: "Девушка из воды"
Найт Шьямалан, рассказывая эту сказку своим больным детям на ночь, наверняка желал им доброго и вечного. Но при переносе на экран сказка, рассказываемая на один вечер, не только окончательно потеряла свою целостность и здравый смысл, но и дала откровенно понять, что господин Шьямалан уже откровенно считает себя, если не мессией, но явно глашатаем абсолютной правды и истины. Что ж простые люди, как показали кассовые сборы, были иного мнения.
НЕЧТО СРЕДНЕЕ
Эти фильмы хороши каждый чем-то своим особенным, но до статуса настоящего шедевра они все-таки недотягивают.
"Сайлент Хилл"
Как и многие ожидаемые мною фильмы этот не оправдал своих ожиданий. Несмотря на блестящую визуальную сторону, ракурсы камеры как и игре и тщательно проработанную атмосферность в фильм не избежал кучи досадный логических нестыковок со здравым смыслом. А из-за испорченный сценаристом сюжет оригинальной игры вообще хочется плакать. У фильма был бы огромный потенциал, поиграй его создатели в иргу чуть больше.
"Клерки 2"
Первый фильм был чуть ли не манифестом всех лузеров и лоботрясов мира. С тех пор Кевин Смит повзрослел, остепенился, занял не последнее место среди голливудских режиссеров. И как видим, полностью перестал быть лузером. А что бывает, когда человек сытый и довольный пишет про нищих и голодных? Фильм как всегда замечателен типично смитовским словесным юмором, но видя толстомордых героев не так плохо живущих, чтобы из-за этого страдать по поводу того, что они до сих пор не нашли своего места в жизни, им не веришь ни на грамм.
"Лабиринт фавна"
Как и в "Сайлент Хилле" у фильма изумительно проработана визуальная сторона. Что же до всего остального, то я считаю, что дель Торо попросту не справился с возложенными на самого себя запросами. Пытаясь показать все вместе и сразу он не сосредоточился ни на внятном повествовании, ни на характерах героев. В итоге фильм можно трактовать по-разному, но не из-за его многозначности, а из-за недоработок. Героям не сопереживаешь, их поступки порой раздражают своей нелогичностью, а жестокость порой возведена в бессмысленный абсолют. Как и все фильмы этого режиссера "Лабиринт" представляет собой мешанину из которой каждый выбирает только то, что ему лично понравилось.