Сам себя не похвалишь - никто не похвалит.
Давненько я не писал про свои выдумлялки, а эта уже на подходе к производству, поэтому хочется услышать мнение со стороны или какие-либо замечания, чтобы успеть их исправить до начала продаж. Так что будет много описаний с разъяснениями, но может кто-то дочитает и напишет что-нибудь полезное :)
Немного предыстории или как я до этого докатился.
Примерно год назад мне понадобилось подкрасить свой авто. По аркам и порогам даже оцинкованного Фиата полезли жуки. Хотя учитывая 96-й год выпуска и 10 лет постоянной эксплуатации в родном Отечестве он ещё не плохо держался.
Знакомый кузовщик предложил пороги переварить, а арки зашпаклевать. На год этого хватает, т.к. новые пороги не оцинкованы, а по аркам опять пойдут сколы от камней. Мне показалось, что год это какой-то очень маленький срок и я легкомысленно предложил обработать метал перед покраской каким-нибудь хорошим преобразователем ржавчины, на что получил "НЕТ!" в убедительной и наглядной форме. Кислота от преобразователя не смывается на 100% и поднимает новую краску уже через 3-4 месяца, всякие грунты и эмали с цинком - полное г..., а старое средство для холодной оцинковки, которое ему приносили в начале 90-х годов с какого-то военного предприятия давным давно закончилось. Оно было вроде очень тяжёлой серой краски и под ним металл стоял годами, как оцинкованный.
Я о такой краске к тому времени ничего даже не слышал, хотя позже оказалось, что её помнят ещё пара мастеров, и я решил разыскать её или что-то более новое, но с тем же эффектом.
Что я только не перепробовал: и грунтовки с преобразователем ржавчины и цинком, и цинковые эмали, и дорогущее импортное покрытие для промышленных металлоконструкций, и даже корабельную краску... Но как и говорил знакомый мастер, грунтовки и эмали с цинком по стойкости ничем, кроме цены не отличаются от самых обычных грунтовок. Импортное покрытие и корабельная краска создают достаточно прочное покрытие за счёт смол в составе, но если его повредить до металла, то в солевом растворе сразу появляется ржавчина. Всё это потому, что ни у одного из средств цинк не контактировал с металлом, а находился в толще покрытия и не работал.
В общем, для арок и порогов авто, которые постоянно бьются камнями и песком всё это не годилось и мне пришлось самому придумывать что-то лучшее. Я закупил бочку цинковой пыли и кучу различной химии для получения клеевой основы будущего состава. Нужно было решить основную задачу с взаимоисключающими условиями: клей должен хорошо смешиваться с сухим цинковым порошком, полностью его смачивая, и в то же время после высыхания не мешать контакту между цинком и металлом. Дополнительных условий тоже не мало: хорошая адгезия к металлу, никаких комков и пузырей, растворитель в составе не должен повреждать лакокрасочное покрытие авто, не отслаиваться при нагревании и ещё много всего...
После множества попыток я понял, почему такое покрытие, возможно, смогли придумать секретные военные промышленники, но так и не смогли повторить гражданские. Десятки моих проб ушли в помойку потому, что в них цинк не удавалось осадить на металл до высыхания основы, он оставался в толще покрытия и не работал, как и у других. К тому же цинк реагировал со многими составами, в которых были слабые кислоты и это сводило его эффективность к нулю.
Я уже собирался бросить это занятие, когда понял общую ошибку в подходе к решению этой нетривиальной задачи и буквально на следующий день сделал свой первый работающий состав. Ещё пара дней ушла на подбор оптимальных концентраций и я, наконец, получил то, что хотел. Этот состав я назвал #"Цинкарит".
"Цинкарит" легко наносится и держится за любую поверхность, даже за стекло, так же легко смывается, не повреждает лакокрасочное покрытие и резиновые уплотнители, быстро сохнет (2 минуты), не отслаивается при нагревании и не реагирует со шпатлёвками, грунтовками и красками. Испытания в солевом растворе показали отличную защиту металла. Я брал три образца: один обработанный преобразователем ржавчины, второй покрытый цинковой эмалью, а третий покрывал "Цинкаритом". Все образцы повреждались (царапались до металла) и опускались в солевой раствор. У первых двух образцов рыжая ржавчина вокруг царапин появлялась на следующий день, а у покрытого моим составом - только на двенадцатый! При этом отличным результатом таких испытаний считается пятидневный срок. На сегодняшний день "Цинкарит" уже испытали несколько кузовщиков на своих машинах и остались довольны.
Практическое применение состава выявило и один не устранимый недостаток: из-за высокой удельной плотности цинка он быстро оседает на дно, поэтому наносить пульверизатором его не получается. И кистью и губкой наносится ровно, тонким слоем, а 100 грамм состава (примерно 35 мл) хватает на покрытие примерно 0.5 квадратного метра поверхности (это я пока точно не замерял). Из-за оседания цинка пришлось отказаться и от смешивания компонентов, т.к. через несколько дней хранения его нужно было размешивать почти 10 минут.
В окончательном варианте "Цинкарит" представляет собой 2-х компонентный состав: пакетик с цинковой пылью и бутылочка с клеевой основой. Перед применением их нужно просто смешать в любой подходящей ёмкости. После высыхания покрытие состоит из 98% металлического цинка и 2% связующих веществ. Т.к. состав быстро сохнет, то и дозируется по 100 грамм на один раз.
"Цинкарит" не содержит преобразователей ржавчины и должен наноситься на уже обработанный чистый металл под покраску. Он также останавливает распространение уже появившейся коррозии и если нужна временная защита, то его можно наносить и на ржавчину, счистив рыхлую металлической щёткой. Такая защита на арках и порогах в условиях зимней эксплуатации работает около месяца, а потом обработку можно повторить. Я покрывал арки прямо под идущим снегом, протерев их от воды тряпкой. "Цинкарит" отлично покрывает даже влажные и не обезжиренные поверхности.
Сейчас всё готово для начала производства и когда вы увидите "Цинкарит" в продаже, то будете знать что это и как работает.
Ну и немного фото.
Так выглядит "Цинкарит" перед смешиванием:
Эту трубу я просто промыл в воде и влажную покрасил кисточкой:
Так выглядели арки:
Ну и дворники за одно:
Эту бочку я помазал в октябре, а фоторгафировал в мае. Всю зиму она стояла на улице: