Jun 03, 2017 14:38
В противовес христианству, с его краеугольным понятием «Божьей кары», в противовес христианскому тезису «Бог наказывает человека за грехи», в зороастризме Бог -- бесконечно благ и бесконечно добр, не наказывая никого. Бог в зороастризме -- Мудрость, создавшая бытиё, создавшая Порядок в бытие и поддерживающая этот Порядок.
Если человек не сдержан в еде, не сдержан чрезмерно, он полнеет, и через лишний вес у такого человека появляются проблемы со здоровьем, могущие привести к тяжёлым заболеваниям, страданиям.
По христианству, заболевания, страдания такого человека -- Божья кара за грех, грех чревоугодия в данном случае. Бог, по христианству, наказывает человека, наказывает за отступление от Своих заповедей.
По зороастризму же, человек наказывает себя сам и Бог к этому наказанию не имеет ни малейшего отношения. Человек наказывает себя отступлением от Порядка, заведённого Богом, который, по зороастризму, Мудрость. Человек, наделённый Богом, по зороастризму, свободной Волей, во всех своих ежедневных поступках постоянно делает свободный выбор: либо следовать Порядку, установленному Мудростью, то есть, следовать Мудрости, быть с Мудростью. Либо оказаться в рабстве у греха, «злого духа», быть обманутым этим «злым духом», отвернувшись от Мудрости и Порядка. Но всегда это выбор самого человека и только его выбор. Ни Бог, ни «злой дух» не делают этот выбор за человека, человек всегда делает его сам: с кем ему быть, с тем или другим.
Поэтому в зороастризме, в отличие от христианства, нет и не может быть тезисов «Бог наказал» или «бес попутал».
По зороастризму, есть семь проявлений Бога:
- Мудрость;
- Доброжелательность;
- Честность;
- Воля;
- Скромная щедрость;
- Здоровье;
- Счастье.
Делая свой свободный выбор, и отказываясь в своих поступках от стороны Бога, человек, по зороастризму, таким образом, добровольно (и это важно) отказывается и от свойств, являющихся проявлением Бога. То есть, выбирая чревоугодие, человек сам отказывается от Здоровья, Счастья, Мудрости и Воли, но делает это -- важно! -- сам.
Таким образом, цепочка «переедание => болезнь» в христианстве является чистым произволом Бога, который решает по собственному разумению наказать или не наказывать плохо ведущего себя человека, и неизбежно поднимает моральный вопрос о доброте Бога в христианстве.
В зороастризме та же цепочка является безусловным, логичным и механистическим даже Законом, и вопрос о моральности Бога в зороастризме не может встать в принципе, так как Бог в зороастризме, априори на стороне Добра, а на чьей же стороне человек -- это уже его полностью свободный выбор.
благоверие