До самого XVI века Запад был окончанием торговых путей. Сквозь Русь же шли из варяг в греки, из грек в варяги. Евразийская степь -- одна из альтернатив великого шёлкового пути, с Востока на Запад, обратно. Оживлённый перекрёсток народов. Сейчас, с насаждёнными стереотипами русской косности и закрытости, кажется удивительным, но поликультурность, полиэтничность, полирелигиозность даже, это характерные черты европейского Востока. Новгородский кодекс, древнейшая книга Руси, найденная в Новгороде, написана суздальским монахом Исакием еретической церкви армянина Александра, как предполагается, богомильской, болгарской ереси. В культурном слое Руси в большом количестве находят и римские монеты, и монеты Арабского Халифата, и западноевропейские средневековые монеты. Задолго до крещения Руси, в языческом ещё Киеве, стоял себе спокойно христианский храм Ильи Пророка. Шлемы Ивана Грозного и Александра Невского были украшены арабской вязью. И именно в этом весь европейский Восток. Отсюда и мусульманская республика в пределах нынешней России, в 600 километрах от Москвы, ближе, чем Питер. Отсюда и огромная мечеть в трёх километрах от стен Кремля. Отсюда сотни разных народов, принадлежащих разным расам даже, мирно (за редким исключением, лишь подтверждающим правило) живущие вместе в одном государстве. Это всё -- столь непривычные для нашего стереотипизированного сознания, но фактические, реальные, осязаемые буквально русская терпимость и уживчивость с инородцами. Без которых столь разношёрстное государство не прожило бы и нескольких сот лет, а, поди ж ты, срок жизни Руси измеряется уже цифрой с тремя нуля.
Запад же Европы -- Британские острова, нынешняя территория Франции, Германии, Бенилюкса, Швейцарии -- долгими столетиями в подавляющей массе своей не видел никого, кроме белого человека, не знал ничего, кроме христианства. Откуда в таких-то условиях родиться культурной и этнической толерантности? Как не развиться чувству собственной исключительности и экстремальному шовинизму? Неудивительно, что военные походы западных европейцев отличались необычайной жестокостью, животной беспощадностью к инородцам и иноверцам, которые вряд ли были в глазах монокультурных западных европейцев людьми. Жестокостью отличались раньше. И отличаются до сих пор. Вчерашние идеи Гитлера о расовом превосходстве немцев, заявления современных нам Тони Блэра и Гельмута Коля о неполноценности сербов, это не случайные моральные извращения отдельных европейцев или, напротив, характерные черты человека любой культуры или расы, любого хомо сапиенса. Напротив, это обусловленная культурно-историческими особенностями развития чисто западноевропейская вера в собственные величие и исключительность на фоне ничтожности и вторичности окружающих культур. Безобидный на первый взгляд европоцентризм в истории, культуре, сознании простых европейцев, на деле, в корне его, есть ни что иное, как нацизм. Который был всегда в подкорке Западной Европы, задолго до 1933 года и ни капли не закончился в мае 45-го.
Другая историческая особенность русской цивилизации -- тяжелейший опыт последствий для простого человека территориальной раздробленности государства и феодальной разобщённости. Татары, вырезая восточноевропейские города начисто, не жалея ни младенцев, ни глубоких стариков, навсегда вбили в голову местного населения немыслимую для Запада максиму "сам погибай, а товарища выручай". "Будете друг за дружку держаться, можете ничего не бояться". И прочие притчи про силу веника против отдельных прутьев, да сказки про лаптей и соломинок с пузырями.
Не такова-то западная цивилизация. Здесь, в застоявшемся болотце, переполненном лишь своими, и никогда не знавшем нечеловеческой жестокости чужих, всю историю нужно было грызть соседям глотки, соседям, мало отличимым от тебя. Подплывая к берегу, отсекать кисть своей руки и бросать её на сушу, лишь бы иметь затем право отсекать уже головы себе подобным. Осколки тысячелетней русской цивилизации, словно второй Терминатор из "Судного дня", стремятся неотвратимо центробежно слиться вместе. Европейский Союз же, не просуществовав и четверти века, считая с Маастрихта, ждёт удобной ночи, чтобы разбежаться по углам. Здесь, в Западной Европе, окружающие твою страну государства могут быть или колониями, как о том мечтал Гитлер, или надёжно должны быть отделены от тебя границей, чего добиваются всё более популярные евроскептики. Европейский Союз, как союз равноправных государств -- союз масла с водой. Только похож на однородный, и то, если постоянно трясти его. Отвлечёшься на минуту, и Великобритания уже снова отдельный от всех остров, да и Франция, по своей глубинной сути,
тоже.
Но вот это постоянное и совершенно естественное желание то одной западноевропейской страны выйти из ЕС, то другой, должно ставить в совершенный тупик украинцев. Ведь те, повинуясь собственному культурно-историческому коду, не отличимому от русского, вряд ли мыслят себя вне большого и мощного Союза, даже если в голос поют хоралы своей независимости. Именно поэтому с последней смены власти, на Украинском МИДе висит флаг Евросоюза, рядом с украинским. Как, должно быть, эта картинка удивляет какого-нибудь голландца или датчанина. Для Украины же выбор будет всегда только таким: либо союз с ЕС, либо союз с Востоком. Либо НАТО, либо военный союз с Россией. Ведь как можно обойтись и без того, и без другого -- это должно быть для украинца немыслимо, равно как и для русского.
Поэтому Украина никогда не сможет стать европейской. Для этого ей надо полностью перечеркнуть свою культурно-историческую идентичность. Как спрашивал герой Годара в его последнем фильме: "может ли русский стать европейцем?" и получал ответ там же: "нет, ведь тогда он перестанет быть русским". Украинец может стать европейцем только перестав быть украинцем.
Но именно по той же самой причине, по причине собственных исторических и культурных корней, западная цивилизация обречена. Получив фору перед другими благодаря открытию Америки, благодаря её колонизации, получив её золото, ресурсы, нещадно эксплуатируя её население и её природу, а затем и Африку, и Юго-Восток, западная цивилизация вырвалась вперёд, ускорив многократно бывшее до тех пор размеренное своё развитие, неотличимое до того по темпу от развития соседних цивилизаций: Китая или Ближнего Востока. Европейская запредельная жестокость, европейский эгоцентризм, европейская вера в собственную исключительность и ничтожность окружающих хорошо играли на руку Западу начиная с XVI века, в эпоху колоний, в эпоху крестового похода европейской цивилизации против всего остального мира. Но в веке XXI, в эпоху глобализации и сильных соседей, в веке, когда Китай уже перегнал в чём-то Запад, в веке, в котором западную цивилизацию начинает догонять Индия, в мире с сократившимися на порядки расстояниями и стремительно и неотвратимо сокращающимися технологическими разрывами, европейское культурно-историческое наследие на шее Запада неуклонно будет тянуть его на самое дно. Мрачное дно разрозненных, маленьких, агрессивных, невероятно чванливых и совершенно пустых государств, ничего полезного более уже не дающих миру.
Вряд ли остальной мир, шесть миллиардов из семи, что-то потеряет от того. Думаю, это лишь сделает его чище, лучше, спокойнее и безопаснее. Справедливее. Нам же сегодняшним нужно не дать обмануть себя нашим обыденным взглядам и стереотипам, вынудив принять поначалу кажущееся выигрышным и логичным решение, вроде эмиграции на Запад на уровне частно-бытовом, или союза с Западом на уровне государственно-политическом. Нам нужно прекратить брать на себя грехи Запада, посыпать себя пеплом за мировые войны и массовые геноциды, развязанные и затеянные именно Западом, но не Востоком! Нужно объективно смотреть на себя. Объективно и смело.
Новая эпоха впереди. Пятисотлетнее владычество Запада над миром оглушительно трещит по швам. Но, в отличие от Юго-Востока Евразии или Востока Ближнего, Россия всё ещё в пограничном состоянии. С кем ей быть? Уйти на дно, будучи затянутой в воронку этого тонущего Титаника или выбраться на берег, твёрдый и тёплый. У нас сейчас есть всё, чтобы смочь войти в этот новый дивный мир. Нужны лишь вера в себя, понимание своих преимуществ по сравнению с Западом и чёткое логическое осознание западного тупика.