xso

Мандарины

Jul 24, 2015 22:08

Я стою в очереди в кассу кинотеатра. Чуть позади и справа от меня пара, подошедшая после. Я чуть отвлекаюсь, и, когда человек, стоявший передо мной, отходит от кассы, девушка из этой пары сразу и раньше меня говорит название фильма и время сеанса. Кассир обслуживает их.

На фестивале в зал запускают сперва по билетам, обычно до времени, указанном, как начало сеанса. После этого -- по бейджам. Чтобы люди, заплатившие деньги, гарантированно сели.

Я прохожу в зал по билету. Начинают запускать по бейджам. Люди с бейджами занимают свободные места. Пара, стоявшая за мной в кассу, и купившая билет раньше меня, заходит, когда зал уже полон. Те, кому не хватило мест, начинают рассаживаться на ступеньках. Пара, дорого одетый мужчина с сединой в волосах и его молодая, но уже не настроенная упускать своего, спутница, поднимает людей со ступеней, а потом и с кресел, пробираясь на свои, уже занятые какими-то невезучими киноманами места. После короткой попытки изложить фестивальный этикет -- вошедший в зал позже означенного в билете времени садится куда сможет -- встретив повышенные тона, люди с бейджами поспешно капитулируют, и пара погружается в свои кресла.

Свет в зале гаснет, и луч проектора выписывает на экране
"Мандарины" (Mandariinid), реж. Заза Урушадзе, Эстония

Номинант на Оскара и "Золотой глобус" 2015 года.

Я искренне люблю населяющий мою страну народ. Впрочем, он часто не платит мне взаимностью. У него непростой характер. Или дело не характере? Если только в воспитании, то это же поправимая штука. С характером, мне кажется, всё как раз в порядке. Но с такими этнографическими вкусами кино, снятое грузинами на эстонские деньги, смотреть непросто. Ведь в таком кино, конечно же, из всех героев, только лишь русские окажутся тупыми и беспощадными монстрами. Хуже чеченцев. Тяжёлое зрелище.

Однако, после просмотра, я выхожу из зала с разбередённой, но очень лёгкой, летящей от увиденного душой. Несмотря на свою русофобию, "Мандарины" -- отличнейшее кино, которое я тут же взволнованно спешу рекомендовать близким людям, обзванивая их по телефону совсем уже поздней ночью.

Такой вот патриотический парадокс.



Неважно, какое у тебя вероисповедание или национальность (кроме, конечно, русской). Оказывается, что у простых грузин и абхазов, чеченцев и эстонцев действительно значащими являются лишь простые человеческие вещи, внезапно единые для всех вокруг. Семья, любовь к женщине, музыка, честь, товарищество, верность слову, беспокойство за жизнь и здоровье близких. А вражда по национальному признаку это, на деле, лишь бессмысленный монстр, отнимающий действительно важное и ценное. Единственно важное и ценное. Через ужас и идиотизм войны.

Какое щемящее чувство ностальгии я испытал при просмотре этого фильма, ностальгии по тем временам, когда друзья родителей, разных национальностей, не делились по этим национальностям никогда, даже намёками и недомолвками. Все были в первую очередь люди, с мирными человеческими желаниями и стремлениями. У всех был один большой дом. Все чувствовали себя дома, по всему Союзу, вне зависимости от того, кто были их родители и какой у них был говор и внешность.

Какая важная штука утрачена нами. И, может быть, самая важная?

Вдвойне отличная работа Урушадзе и как сценариста, и как режиссёра. Диалоги естественны, иногда, кажется, подбираясь к грани лжи, но, по-моему, за всю ленту так ни разу и не перейдя эту грань. Фильм смотришь на одном дыхании, вживаясь в сюжет, пропуская его через себя, и веря ему. Глубокая, по сути, драма точечно разбавлена хорошим юмором: мастерски. Отличная работа Лембита Ульфсака, актёра главной роли. Это тот самый актёр, который играл мистера Эя в "Мэри Поппинс, до свидания!" и Жака Паганеля в "Поисках капитана Гранта" Говорухина. Актёрский зубр ещё советской школы. Хорошая работа оператора. Очень качественное в техническом плане кино.

Ну а за ясность и однозначность гуманистического посыла, в него заложенного, снимаю шляпу перед создателем.

Очень рекомендую!

фильмы

Previous post Next post
Up