Луч прожектора вертолета выхватывает вас среди мечущихся людей в ночной пустыне Аризоны. Вой полицейских сирен, крики, проверка паспортов... И хотя вас никто не замечает, от неожиданости всё равно хочется вжаться в землю.
Алехандро Иньяриту, оскароносный режиссер Бёрдмана и Выжившего, презентовал на последнем каннском фестивале новый проект в жанре виртуальной реальности, позволяющий почувствовать себя на месте мексиканского беженца, нелегально пересекающего границу с Соединёнными Штатами. Фильм получил крайне положительные отзывы. Хочется надеется, что теперь виртуальная реальность не умрет, как это произошло с 3D телевидением, а будет успешно развиваться дальше.
Я пишу это под впечатлением сегодняшней конференции по виртуальной и дополненной реальности, проведённой 2Annas и TechHab. На мой взгляд, самой интересной конференции, где я был. В своё время я изучал эти технологии, но так и не смог найти единомышленников. 2Annas как-то снимали фантастический 3D фильм про Ригу, но судьба этого фильма неизвестна.
К счастью, сейчас виртуальная реальность доступна всем, у кого есть более-менее нормальный мобильник. Всё, что вам надо - это очки Google cardboard. Можно сделать самостоятельно или купить их за 10-15 евро. Не помешает пульт управления за пятёрку. Если у вас продвинутый Samsung, то возьмите GearVR, который обойдется около сотни. Ещё лучше Oculus Rift, НТС Vive. Тогда вы сможете виртуально двигаться в небольшом пространстве и управлять происходящим (например, стрелять в зомби).
Лично я, как человек высокой культуры, помимо некоторых, не заслуживающих упоминания сайтов, виртуально посетил галерею Уффици, параллельно слушая рассказ об эпохе Возрождения. И Рейксмузеум в Амстердаме, чтобы узнать, почему жизнь Рембрандта пошла наперекосяк после «Ночного дозора.» Есть какая-то необъяснимая разница, видишь ли ты картину в хорошем качестве на дисплее компьютера или в натуральную величину в виртуальной реальности. Почему-то мне всегда было важно место, реальные размеры предметов, их взаимное расположение, высота зданий. В простых очках типа Google cardboard с помощью Google Earth можно всё это почувствовать. А ещё лучше - с помощью специальных мобильных приложений типа Sygic Travel VR или Expeditions. Вокруг вас показывается видео, снятое в самых красивых местах планеты.
Напомню, чем отличается виртуальная реальность от дополненной (VR от AR). Вы полностью переноситесь в виртуальную реальность, в то время как в дополненной видите смесь настоящего с вымышленным. Например, с помощью дополненной реальности можно увидеть, как впишется в ландшафт новое здание или поймать покемона. Но порой эта грань довольно условна. В университете Осло разработали проекты Roman Forum и Phalasarna, позволяющие виртуально путешествовать во времени. Находясь на римском форуме вы можете увидеть, как это место выглядело две тысячи лет назад, а на берегу Нормандии - как происходила высадка морского десанта в 1944-м. Причём важно физически находится на месте событий, из дома этого не увидишь.
Тем не менее, виртуальные путешествия остаются моим любимым применением этих очков. Хотя и фильмы (Google Spotlight Stories), и игры впечатляют не меньше. Развивать виртуальные технологии неплохо удаётся Эстонии. Латвия отстаёт, но и другие страны не торопятся. Сейчас появились технологии, упрощающие создание VR (например, на базе Unity). Надеюсь, что с улучшением разрешения дисплеев телефонов и удешевлением устройств типа HTC Vive и Microsoft Hololense интерес к виртуальной и дополненной реальности возрастёт.