Мы летели «неудобным» рейсом - как раз во время футбольного полуфинала, где играла Франция. И вот, когда самолет сел и мы пошли на таможню, то обнаружили, что там никого нет. То есть вообще никого. Подождали пару минут в недоумении, и сотрудник все-таки прибежал. Но проверять ничего не стал - били пенальти. Таможенник замахал на пассажиров рукой - дескать, отстаньте и проходите.
Обратный рейс был утренний. Регистрация должна была закончиться в полседьмого, но в шесть аэропорт еще не работал. В итоге они полседьмого едва начали…
Наши чемоданы благополучно потеряли - они отправились другим рейсом.
«Ничего удивительного»,- сказали нам в России, «французы - разгильдяйская нация».
***
Когда я смотрела фильм «Код Да Винчи», то думала, что главная героиня на Смарте - это художественное преувеличение. Но оказалось, что это самая что ни на есть правда жизни. В Париже узкие улицы с односторонним движением, поэтому на «настоящих» больших машинах там ездить сложно. В час пик маленькие смарты, скутеры и велосипеды- самое разумное средство передвижения. Обычная картина - клерк в костюме и при галстуке восседает на велосипеде.
И это удобно - для велосипедистов есть все: специальные дорожки, свои светофоры, места стоянок.
И часто встречаются части велосипедов, пристегнутые замком. Не сумели унести все, так хоть по частям.
Кстати, велосипеды там сильно отличаются от привычных нам «маунтинов». Они похожи на старые советские велосипеды типа «Салюта» или «Камы» - с низкой рамой и высоким рулем, на маленьких колесах.
***
Я раньше слышала, что французы - очень мобильная нация. Это неудивительно, с такой развитой системой поездов. Ездить по всей стране поездами - так же легко (и почти так же быстро), как в Москве - метро. В кассе достаточно сказать пункт назначения, и в ответ дают несколько вариантов поездки с пересадками и дают билет сразу на все поезда. Причем время пересадок - минимальное, только и успеть что вещи перетащить. И поезда впечатляющей комфортабельности, с самолетным салоном, и едут они потрясающе тихо - то ли рельсы у них ровные, то ли герметичность хорошая.
За окном - поля со стогами, аккуратно скрученными в рулоны и трехлопастными ветряками. Часто поезд проезжает туннели.
***
В поезде неподалеку от нас сидят мама с девочкой Вероникиного возраста, в ногах у них - огромный то ли лабрадор, то ли ньюфаундленд. Девочка за два часа пути вся извелась. То повиснет вниз головой на кресле, то встанет на него, то залезет через ручку, то спрыгнет, грызла пальцы, сосала соску, пыталась разговаривать с нами… Потом она начала развлекаться с собакой. Бедный пес, что она с ним творила! Она прыгала на него с кресла, пихала ноги ему в уши, топтала его и дергала за шерсть, совала пальцы в глаза. Только тут мама не выдержала и рявкнула на нее.
Вообще детям там позволяют чуть ли не все. На них не орут вообще. А они, наоборот, орут, носятся, пристают ко всем прохожим. Прохожие, как ни странно, не возмущаются, а умиленно на них смотрят.
Детей встречалось сразу много. В одной семье по 3-4, один ребенок с родителями - редкость. И довольно уже большие дети, лет 4 - в колясках и с сосками.
***
Типичная парижская архитектура - мансарды, черепичные крыши, трубы и ставни на окнах. А ставни, оказывается - предмет необходимый.
В отеле наши окна выходили во внутренний дворик. Если все парижские дворики такие… До окна напротив, кажется, можно было дотянутся рукой. И если хочется хоть какой-то прайвеси, то без ставен жить невозможно.
***
Сначала мы хотели избегать туристских штампов и не ходить в Лувр, на Эйфелеву башню и на Елисейские поля. Ну, по крайней мере, не сразу. Но в первый же день так само собой получилось, что мы приехали на метро к Лувру (правда, внутрь все-таки не пошли). Потом мы дошли до Эйфеля, и таки залезли на него, получив в очереди солнечный удар. А вышли мы туда очень смешно. Мы шли по улицам куда глаза глядят и смотрели по сторонам. У нас наверняка был вид восторженных туристов. Вдруг к нам подошел один месье и спросил «А вы, наверное Эйфелеву башню ищете?» Мы ее особо не искали, но все-таки согласились.
«А вот она» - сказал месье. Башня была практически у нас над головой, ее загораживал платан. («Уважаемый, где здесь Крещатик? - Так вы на нем стоите!»)
Башня нас впечатлила. Это был первый раз, когда мы посмотрели на Париж с высоты, и были очарованы. (Это я сейчас со знанием дела могу сказать, что вид с башни Монпарнас лучше. Впрочем, говорят, потому, что с нее не видно саму башню Монпарнас.)
Чего только с башней, как с символом Парижа, не вытворяли! С парашюта прыгали - это ладно. Там был русский ресторан с медведями, каток, там снимали кино. На нее залезали на ходулях, на ослике и вниз головой. В военные годы какой-то солдат под пулями залез на самый верх по балкам и повесил на ней французский флаг.
(Представляю, что бы было, если бы символом Москвы назначили статую Петра и открыли на его мачте каток.)
***
После Эйфелевой башни мы пустились во все тяжкие. Мы отправились обедать в квартал Маре, в котором сплошь ресторанчики, один за другим, практически без перехода. Мы решили попробовать сразу все стереотипы - луковый суп, улиток и камамбер с бордо.
Улитки оказались безо всякого вкуса, луковый суп - вполне луковый, а камамбер… В России он так не пахнет! Вероятно, на экспорт они делают другой камамбер - версию light. Рядом с их настоящим камамбером невозможно было сидеть, не то что его есть.
Столики в кафе занимают часть тротуара перед ним. Они поставлены так, чтобы поситители находились рядом друг с другом и смотрели на приходящих мимо. Получается как бы один большой стол, повернутый лицом к тротуару, как ряд в театре. А тротуар - сцена. Столики впритык очень способствуют общению за едой. Люди, пришедшие разными компаниями, разговаривают, потом расходяться в разные стороны.
***
В один из первых дней мы попали в парк Ла Виетт. Попали случайно - увидели рекламу выставки, а парк оказался рядом.
Это разгул дизайнерской мысли (и действия). Сложные металлические конструкции, детские площадки, расположенные на наклонных плоскостях, и Жеод - огромный зеркальный шар, в котором отражается небо.
И выставки. Мы провели там полдня, очень жалея, что мы не французские дети.
Для малышей там - несколько обучающих площадок по разным «наукам». Например, группа детей строила дом из поролоновых кирпичей - кто-то замешивал «цемент», кто-то готовил кирпичи и грузил их в тачку, кто-то тачку вез. А остальные выкладывали их друг на друга.
Для школьников там - интерактивное обучение. Вот там-то мы и застряли, катая шарик под разными углами в дырку, обучаясь произношению всех народов мира и играясь с оптическими иллюзиями вживую.
Да, это еще не все, конечно :)