Бывалый добытчик пушнины Хью Гласс поцарапан медведицей и брошен умирать товарищами. Однако Гласс наделён невероятной живучестью и непреклонной волей, и твёрдо намерен пробираться к белым людям через километры заснеженных американских просторов.
Предвосхищая разговоры о том, когда Леонардо Ди Каприо дадут "Оскар", выскажу мнение, что за этот фильм, вероятно, тоже не дадут - т.к. роль, в принципе, простая, и почти бессловесная - Глассу повредили трахею, и он больше хрипит, чем говорит, а эмоции ограничиваются в основном яростью мужественного превозмогания. Игра Тома Харди мне больше понравилась: не знаю, насколько адекватен дубляж, но его персонаж передан интереснее - такой ушлый боровичок со своим недалёким, но рациональным интересом, стеклянно-настороженным взором и своеобразным говором.
В целом, по задумке, нормальная приключенческая драма для мужской аудитории, с детства чтящей Фенимора Купера и Джека Лондона. Но сильно затянутая.
Две сидящие рядом девушки, осознав, что придётся два с лишним часа созерцать болезненные переползания кровоточащего Ди Каприо от кочки к кочке, суровое поедание сырого мяса и прочий промёрзлый натурализм, сетовали: "Ах Маша, Маша, ну вот теперь буду думать, как мне всё это развидеть".
Я-то морально был готов полностью, однако соглашусь, что очень многие эпизоды, по сути, ничего не добавили, но заметно уяжелили хронометраж. К этому относится и не совсем внятно приткнутая интрига с индейцами, и отвлечённые монтажные склейки в духе Теренса Малика. Тут тот случай, когда как раз проще надо быть, гоня от себя артхаузно-общегуманитарные поползновения, особенно в угрюмые зимы.
Индейцы и на конях скачут, и стреляют во всю, но всё равно показаны как-то обречённо и печально - как люди по инерции ещё опасные, но уже стремительно скатывающиеся со всех пищевых пирамид и постепенно переходящие к нищенскому существованию.
Нападение медведицы внушает, хотя медведица, конечно, компьютерная. Да, ни один режиссёр не может позволить себе роскошь устроить поединок Ди Каприо с медведицей настоящей. А вот компьютерность некоторых других животных разочаровала. Уж оленей с бизонами могли и поснимать в нац. парках. А то подумается ненароком, остались ли они там, в Йеллоустонском надвулканном заповеднике, вдруг все сбежали в Канаду почуяв неладное, или повымерли, а власти скрывают.
Красивые и атмосферно поданные пейзажи, это само собой. Впечатляющая первая стычка с индейцами. Правда, по мне, массовое побоище в "Последнем из могикан" Манна всё равно круче - драматургически разнообразнее: от организованного сопротивления к беспорядочной резне и фокусировке на главных героях. В "Выжившем" - просто внезапный хаотичный разгром, хотя эффектно, не отнять.
С кавалеристским прыжком на ель и приземлением в стиле Джона Рэмбо, на мой взгляд, перебор - впечатление, что герой настолько уверовал в свою везучесть, что научился материализовывать её из воздуха.
Наконец-то американцы на морозе в шапках - в кои то веки признать, что в 19 столетии люди умели ответственно относиться к здоровью, ибо парацетамола с аспирином на каждом углу не росло. А с частым намоканием в ледяной воде и быстрой сушкой - традиционная натяжка. Не увидел и мучительного добывания огня с помощью лучкового веретена - герой Ди Каприо эффективно справлялся куском кремния и порохом из сохранившейся герметичной пороховницы.
Вообще Хью Гласс с его выживанческим подвигом - это такой американский былинный персонаж, вроде Джона Колтера или Дэви Крокетта, воспетого в известной песенке. Вроде было в реальности, но как именно, в подробностях неизвестно. Но то, что мы о его приключениях знаем, было более прозаично. Например, в добитие медведицы спутниками Гласса верится куда больше. И совсем по-бытовому выглядит история мести, закончившаяся почти что примирением. Так что многие элементы сюжета, вроде судьбы сына главного героя или поиск украденной дочери вождя, додуманы сценаристами.
Итого, кино, в принципе, неплохое, но без искры - однообразное и очень затянутое. А "выживальщикам" и им сочувствующим, смотреть, наверное, надо - чтобы и отметить все нестыковки с нелепицами, и призвать силу духа перед походом за ягодами.