Dinosaurus!/Динозавр! (США,1960)

Sep 29, 2024 20:49


Когда-то давно смотрел в гнусно пережатом виде, в процессе инвентаризации наткнулся на красивый mkv-рип у себя же, решил переознакомиться.

Курортных перспектив островок где-то в Мексиканском заливе. Бригада рабочих строит порт: что-то копает, елозит туда-сюда бульдозером, взрывает минами на мелкводье - вероятно, углубляет акваторию, но не уверен. Руководит работами прораб Барт - подтянутый мужик с пробором, геройски-положительный как бетонный столб. Бетти - любовный интерес Барта, типовой женский персонаж тех лет, сочетающий готовность к образцовому супружескому счастью, деловитую независимость в пределах допустимого, и игривый идиотизм. С идиотизмом особенно хорошо с первых кадров её появления, когда она решила вдоволь понырять во время взрывных работ.

Скриншоты кликабельны







Массовка в виде разнорабочих, причём американская её часть там похожа скорее на праздных туристов с цветастым гардеробом, а мексиканская - такой вот простой люд из местных, с недоуменным любопытством взирающих на загадочные проделки киношников.



Сразу представляешь, как их под кадр расставляли: ты, пониже - сюда, ты, в шляпе - чуть левее; женщина с ребёнком, не загораживайте товарища в кепке!

Злодей мелкого пошиба Хэкер (в белой шляпе)  - решительно не согласный с застройкой руководитель острова, с образом обедневшего колониального барина, опустившийся до криминала. Лупит мальчика Хулио, чем вызывает ещё больше негодования. Кем приходится ему Хулио, не совсем ясно, возможно один из внебрачных отпрысков. Там ещё есть некая местная синьорита Чика, которую Хэкер шантажирует каким-то революционным прошлым, а она тяготеет к юному бригадиру из команды Барта. Но на страстях внимание особо не заостряют.







Фильм про динозавров, а где динозавры, там дети, поэтому приключениям Хулио уделена значительная часть фильма.

Сразу предупрежу - правдоподобия здесь чуть меньше чем почти нет. В том числе "из категории общих знаний". Палеонтологическими нюансами сценаристы тем более не заморачивались.
В результате бомбления дна динамитом обнаружены динозавры - бронтозавр (хороший, добрый), и тираннозавр (плохой, злой). Позже к ним присоединиться неандерталец, которого втихаря захомутает Хэкер с целью коммерческого использования. Он якобы лежали под водой в замороженном виде, но их извлекли, уложили на пляж - там и подтаяли. А потом, во время урагана, случился удар молнией, раскочегаривший волшебством электричества окаменелые нейроны мозга. Ребята ожили, и пошли куролесить.



Вот в таком трогательном состоянии их нашли, лапками кверху.

После злополучного шторма начинается беготня по джунглям - тирекс тиранит островитян, Хэкер бегает за неандетальцем, прораб со своей зазнобой и трактористами ищут убежавшего в лес Хулио.

Хулио тем временем подружится с неандертальцем и оседлает доброго бронтозавра.



Детский сад штаны на лямках, ага.

Тем не менее, линия с пещерным человеком - самая занятная.
Вот он знакомится с пещерой американской мечты... но не сразу удаётся заглянуть за фасад благополучия.






Выбор оружия. По похожему алгоритму Брюс Уиллис выберет катану, но это будет потом.

Благодаря ему Бетти примерит на себя роль идеальной домохозяйки и попытается поджарить кролика.



..а в конце он даже совершает настоящий подвиг. Палеоантроп сыгран лучше всего, чувствуется работа над образом, хоть и под клоунаду для дошколят. Остальные так совсем плоский белозубый шаблон.
По IMDB и Википедиям ходит страшная история, что на главную роль прописали Стива МакКуина, но тот выбрал «Великолепную семёрку». Признаться, правильно сделал.

Старые добрые динозавры в буриановом стиле, какими их помнит поколение прошлого века - мокрые, хвост волочится. Говорят, некоторые даже испытывают фрустрацию и беспокойство, дескать испортила современная наука светлый образ завров, изваляла в перьях, в буквальном смысле, сделала похожими на каких-то легкомысленных хохлатых петухопопугаев.
Ящеры сделаны с помощью кукольной анимации. Не Харрихаузен, конечно, но и не наряженные игуаны в кокошниках под трицератопсов на проекционном экране. Съёмка под проекционный экран, пожалуй, главный недостаток тогдашних спецэффектов, сейчас более всего в глаза бросается. Чисто кукольные сцены выглядят много симпатичнее.
Зато операторская работа умелая и приятная. Цвета сочные, яркие, все нас свету, групповые сцены уложены в композиции глазу удобные, камера мёртво стоит на треноге.

Насладимся ночной грозой в райских кустарниках, поищем суслика.


У Спилберга за грозой - коза, здесь - замороженный неандерталец.

Самая знаменитая сцена из фильма - поединок тирекса с экскаватором. Длится минут пять, хотелось бы назвать её предтечей битвы Рипли на автопогрузчике-экзоскелете, но механизация поединков как таковая - слишком очевидное решение, чтобы городить параллели.






В общем, никакие чудовища древности не помешают планам вложения капитала в обустройство перспективных регионов, интенсификацию работ по проектам коммерческой застройки и развитие инфраструктуры.

Красочное, простенькое до лёгкой туповатости пляжное приключенческое кино для отпускного просмотра тогдашними американцами среднего класса, отягощенными монстролюбивыми детьми. Сегодня смотрится безобидным примитивом с удачным построением кадров.

Динозавры, Кино

Previous post Next post
Up