В прологе голова проф. Доуэля в стеклянном шаре зловеще возвещает нам, что фильм - экранизация из серии "Inner Sanctum"/«Внутреннее святилище» (был такой цикл радиопьес), т.е. приготовьтесь бояться. Обманула. Мистика и ужасы обернулись криминальной мелодрамой про страсти в университетской среде.
Профессор Норман Рид - видная голова в учёном сообществе, кандидат на пост главы факультета, и всё ещё солидный жених. В отношениях с коллегой, уважаемой дамой Илоной, свадьба не за горами. Но вот недоразумение - из экспедиции в Океанию привозит он молодую красотку, Полу, дочку какого-то там очередного профессора-этнографа. Тотчас женится на ней, и с пафосом представляет публике.
С первого взгляда, Полу позиционируют как сугубо положительную принцессу не самого интеллектуального пошиба. Помешана на ритуалах, магии, приметах, и прочей экзотической вудуистике. Окаймляющие её мистические происшествия не выходят за рамки ситуативных случайностей, и на умелую колдунью она тоже не тянет.
Уважаемая дама Илона, съедаемая обидой и ревностью, приступает к мести, открывая в себе коварную нуарную роковуху. Мстить она будет по трём направлениям сразу:
1. Скомпрометировать одного пожилого профессора по поводу авторства публикаций таким образом, что в любой трагедии с ним обвинят Рида и Полу как выгодоприобретателей от возможного шантажа. Так и случается, пожилой профессор стреляется.
2. Пустить слух, что жена Рида - ведьма, полоумная, или всё сразу - не ленясь давить на психику самой Поле, названивая по телефону и прокручивая записи с пугающими песнопениями.
3. Привлечь ветреную стажёрку Марго. Марго ластится к Риду, Рид решительно отказывает, но слух пошёл. Теперь к профессору заявляется жених Марго, паренёк туповатый, зато с револьвером. Опять трагедия, паренька пришлось нечаянно застрелить в процессе потасовки.
Тут стоит сказать, что сам Рид - персонаж не самый приятный, мутноватый, и не сразу сформулируешь, почему. Самодовольный барин - любитель экзотики, успешный непробиваемый «тихий танк», чей исследовательский цинизм граничит с капризным высокомерием, органично расположившимся на донышке характера не перебивая надёжный внешний образ. Особенной душевной чуткостью не отличается и не склонен к рефлексиям; хотя рассудительный и собранный на фоне институтских горе-интриганок, что в конечном итоге даёт ему преимущество.
Вдова самоубиенного профессора бесконечно прекрасна. Актриса Элизабет Рассел насмерть давит харизмой, прожигая взглядом маски маорийских демонов сквозь густые кудри Полы.
Авторы уклончиво намекают на ведьмячье зерно во всех женских персонажах, в конце концов может где-то и права Илона - пришлая островитянка тоже мутновата, околдовала ведь перспективного кекса на раз-два, тем более вся лирика развития взаимоотношений Полы и Рида остались за кадром.
Сама Илона до эффективной роковухи не дожала, слишком эмоциональна в своём естестве, не совладала нервами и остатками совести, и была размазана танковой рациональностью Рида. В итоге планы интриганки потерпят крах, и для неё сработает "самосбывающееся пророчество"- и вот тут хорошо придуманная история "про отношения" свернёт в плоское морализаторство с коллективным визитом по-комсомольски.
Мы пришли, чтобы судить тебя по закону гор!
Как часто бывает в нуарах, приучаешься ценить злодеек и недоумеваешь от контраста, как эти безумно красивые и стильные люди уличаются в столь мелочных гнусностях.
Короче, сухарь и унылый дундук этот профессор Рид, злодейка Илона куда более живая, искренняя, и участия вызвала побольше. Удовлетворения от её участи не испытал, хотя, конечно, и строить подобные козни не призываю.
Короткая мелодрама со смертоубийствами и хорошо сыгранными персонажами, но непреднамеренно досадной концовкой, когда примитивное "торжество справедливости" диссонирует с качественной порочностью героев.