Приобщился к военно-воздушному апофеозу ностальгического эскапизма. Герой Тома Круз уже заслуженный мастер пилотажа, ставит рекорды скорости на секретных вундервафлях где-то в Невадах-Аризонах, следуя карьере славного Чака Йегеря. Правда до сих пор сидит в полковниках, чем, впрочем, доволен. Но тут спускают приказ тренировать молодь для опасной миссии в неназываемой "недружественной стране" (угадать, в какой именно предлагается максимум из 3-х вариантов, а лучше так вообще не пытаться).
Сюжет прямой как взлётная полоса, куски из версии 86-го цитируются с упоительной настойчивостью, общая конструкция точно такая же. Бравые лётчики, проникающиеся духом командным, строгое насупленное руководство, старые-добрые-красивые самолёты - F/A-18, а не новоприбывшие кургузые F-35, убеждённо постулируемый приоритет профессионализма живого пилота над бездушными дронами. Тренировки с перегрузками над бескрайними полигонами, нехитрые выяснения отношений, опять тренировки с перегрузками, поездки на мотоцикле под закатные лучи Солнца-золотого, игра в мяч на пляжике, тренировки с перегрузками и бомбометанием, и в конце миссия неизбывной абсурдности супротив условного противника. Противник причём подчёркнуто условный, обезличенный, намекающий и ясно на кого, и на всех понемножку. У него и сверхсовременные Су-57, тактично обзываемые просто "истребителями пятого поколения" и старые "Томкэты", при этом древнее неуклюжее ПВО, а опознавательные знаки - красные круги и стилизованные орлы на восточный манер. Дырочка, в которую героям надлежит попасть ракетой, находится в центре Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, ландшафт вокруг - смесь Швейцарии, Бутана и хребтов Мории. К счастью, авторы избегают политики, кино абсолютно беззлобное и ближе к спортивной драме про утряску коллектива, чем к суровому военному боевику.
Фильм собрал приличную кассу, временно потеснив половину супергеройских парней в колготках и бронелифчиках. Видимо, точно попал в чаяния уставшего от нескончаемых позорищ современности умеренного консерватора. Не какого-нибудь отсталого сухопарого реднека, сидящего на кресле-качалке с дробовиком на коленях, пожёвывающего табачок и высматривающего зомби/инопланетян/коммунистов в кукурузном поле под пластинку Хэнка Уильямса, а такого дородного позитивного бородатого дядьки из окрестностей Майами, владельца относительно пристойной недвижимости, витиеватого кастомного "чоппера", объёмного семейного джипа с прожекторами на крыше, абонемента в клуб авиалюбителей, где пытается совладать с «Цессной-172», искренне скучающего по временам травы зелёной, неконфликтного, но пребывающего в подавленном отчаянии от ипотечных сумм и закидонов дочки, навострившейся в Сиэттл менять пол вместе с золотистым ретривером и морской свинкой. Вот для него это фэнтези и отрабатывает, отрабатывает качественно, с настолько непробиваемой кондовостью, что любое хулиганское желание приткнуть популярный в сетях мем-метасюжет от Тарантино наткнётся на сияющий подбородок 2-х метрового рядового на КПП, и обречённо побредёт обратно в пивную.
Том Круз такой же как везде, сам себе памятник. Майлз Тейлер в роли "Рустера" (сына "Гуся", убившегося в старом фильме об фонарь) понравился больше, он живей и реактивней. Дженнифер Коннелли играет барменшу при авиабазе и мать-одиночку. Натужно строит глазки Маверику-Крузу, но ощущается, будто сам персонаж ей не слишком нравится. Коннелли, похоже, и взяли с расчётом, что дядька из целевой аудитории будет вспоминать тот нежный цветок у мотоцикла из клипа Роя Орбисона, коняшку из супермаркета, подружку "Ракетчика", и ещё глубже падать в омут ностальгии, заваливаемый полузабытыми образами "американской мечты". «Цессну-172» он может и осилит, но годы не развернуть.
Чтобы преисполниться всем естеством, всё же нужно быть истовым фанатом оригинала. Мне в старом фильме нравились полёты на самолётах, однако был абсолютно равнодушен к остальной патриотической мелодраме. И тут всё то же самое, а учитывая что авторы наворачивают именно на ностальгические самоповторы, проскакивало душноватое чувство, будто имитация прямодушных милитаристских опусов 80-х совсем уж нарочита, всё враньё и патока, на голове VR-шлем, а вокруг тлен и разруха. А героине Коннелли отчаянно не идёт имя Пенни!
Зато полёты на самолётах - радость непомерная. Душевный "Реталятор" на максималках. Из соображений наглядности воздушные бои насильственным образом приведены к тактике если не Второй мировой, то войны в Корее, но всё равно - авторы, технично тасуя кадры с CGI, "реальные" съёмки, и главное - виды внутри кабины, добились экстатического единения возбуждённого зрителя с воображаемым креслом пилота. В хорошем кинотеатре с хорошим звуком, наверное, ещё больше заводит. При благонелепостях вроде медленных тра-та-та-пулемётов вместо скорострельной вжух-вжух пушки, игнорировании дальнобойных ракет воздух-воздух, или упомянутой абстрактно-игровой финальной миссии с неоднократным спасением "в последний момент", получилось порадовать выразительными деталями - турбулентные завихрения, эффекты образования конденсата, всё щёлкает, бумкает, ревёт и грохочет, пилоты крутят "бочку" при каждом удобном случае. F-18 показаны во всей красе, более того, выигрышно показаны наши прекрасные Су-57 (только пилоты растяпы и "слоупоки"), а также есть вымышленный (но не зело фантастичный) гиперзвуковой X-Plane, классно клацнувший заслонкой переключения на прямоточник и чуть окончательно не запустивший Круза в стратосферу. Отсюда надоевший всем вопрос, а почему наша пропаганда так не умеет, а всё с переменным успехом копирует приёмы из "Перл-Харбора" Майкла Бэя 20-летней давности. Максимум, можем локально удовлетворить пару "заклёпочников". Полное неумение примечать и эксплуатировать интересные детали .."отсутствие художественной смекалки", "отсутствие операторского чутья", даже не знаю как обозвать.. И конечно, чтобы иметь успех в таком жанре нужно искренне и самоотверженно любить авиацию в самых неожиданных её проявлениях, не только стремиться сделать богато, "как у них", а именно любить.
Если не умничать и не придираться по гайкам - незатейливый, но увлекательный боевичок "про самолёты". Нетолерантных к традиционной американской браваде всё равно будет раздражать, но любителям всего летающего - смотреть обязательно. По сути, мумифицированная версия первого фильма, интересная не судьбиной ветерана Круза, а букетом эмоций от пилотажного аттракциона. [Страшный спойлер]Случайно заметил вопиющий факт - барменша Коннелли недолила Крузу пива.