Бегемот, морской монстр/Behemoth the Sea Monster/The Giant Behemoth (США, Великобритания, 1959)

May 15, 2022 21:28


Классический сай-фай про больших монстров, перепев "Годзиллы" и «Чудовища с глубины 20 000 саженей» в английских локациях. Один из столпов жанра, хотя в рунете почему-то на него мало отзывов. Есть в двух монтажных релизах - британский, "квадратный" (1.37:1), длина 1 ч 9 мин, и американский, обрезанный до широкоэкранности, длиннее на 11 минут. Оценил обе версии: разница заметна, но не критична. Долго откладывал, думал, появится ли английская версия где-нибудь в хорошем качестве, но не, не сыскал. Так что скриншоты будут с отлизанного американского блю-рей-рипа.

На побережье Корнуолла дохнет рыба. Там же замечают исходящее из моря радиоактивное свечение. Невероятно прозорливости учёный Стив Карнс, озабоченный пагубными последствиями ядерных испытаний оперативно реагирует, тотчас кооперируясь с видным атомщиком профессором Бикфордом, и предвосхищает появление монстрозавра-мутанта.



Фабула невозмутимо стандартная для подобного кино 50-х, единственное - ни бравого молодого героя, ни связанной с ним сквозной романтической линии нет вообще. Миловидная дочка первой жертвы монстра и её ухажёр из паба исчезают из повествования уже в первой трети фильма, и действие концентрируется на изысканиях учёных мужей, и собственно, на бесчинствах чуда-юда.






Что понравилось - научная часть не то чтобы правдоподобна во всех деталях, но без экстремальных перегибов. Есть и наглядно показанные радиологические исследования речной камбалы (Platichthys flesus!), и вступительная лекции о накоплении радиоактивных элементов в биосфере не такая уж бессмысленная. Во всяком случае, замечены попытки в очень общих чертах оговорить, почему мутант с атолла Бикини всплыл у Лондона. Непоколебимость немолодых солидных дядек в пиджаках, цивилизация на пути прогресса натыкается на неизбежные проблемы и мужественно их преодолевает, единяя науку, армию и флот.

Профессор преследует злобнозавра на катерке, вооружившись рентгенометром. Почему-то в американской версии вместо рентгенометра обычный миллиамперметр, при этом характерный треск счётчика Гейгера оставили, что довольно нелепо выглядит. Видимо, английские прокатчики не считают зрителя за идиота и не позволяют себе показывать ему амперы, а трещать микрорентгенами-в-час.



Библейский Бегемот идентифицирован учёными как Палеозавр, что, собственно, ни о чём. "Палеозавр" - что-то вроде устаревшего синонима "вымерший ящер", сцена с фриковатым палеонтологом несколько выбивается из стиля, хотя прозорливость британской науки очередной раз обескураживает - палеонтолог сразу догадался, что завру нужно в Темзу, да там и помереть! Они всегда ж туда рвутся, на нерест и помереть. Смелый вывод о повадках доисторических рептилий. И картинку с обликом зверюги предоставил, времён эдак Марша с Оуэном.






И вот палеозавр таки просочился в Темзу и дерзко атакует паром! В английской версии подрезаны моменты с падением машинок в воду, видимо, редакторам бросилась в глаза их явственная игрушечность, что принижало драматизм сцены. Зато в "широкоэкранной" американской версии подрезан низ кадра - стало не заметно скобу, которой крепится голова модельки ящера.



Тем временем армия готовится дать отпор, эвакуирует народ из портовых районов, организует оборону. На военно-научном совещании принято решение бить по ящеру спецторпедой.
Неплохо поставленная подготовка города к осаде зачем-то сокращена на пару-тройку кадров. В частности, в английской версии нет очень выразительной сцены, как семья из мамы-папы-дочи-бабушки смотрят утренние новости за завтраком. Суть в том, что, семейка загипнотизирована страхом, кроме бабки, которая невозмутимо уплетает омлет, потом оборачивается, и брезгливо взглянув на телек, произносит «fiddlesticks!» (чепуха, фигня). Семейка смотрит на неё с миной порицания деревенской отсталости. То 59-й, механизация и оптимизм. Мол, мы на партсобрание ходим, новый трактор получили, освоили машинное доение, а ты всё ворчишь да в тёмный угол кланяешься. Но поскольку с тех пор многое  "свернуло немного не туда", сейчас уже хочется поддержать твёрдость старшего поколения, привыкшего доверять глазам и опыту - на контрасте со стыдным стадным хомячком, зашуганным СМИ до дрожи в ножках. Хорошая сценка, зря порезали.







Началось!



Справа, наверное, самый знаменитый кадр из фильма.
А слева - самый эстетически совершенный в динамике.

Кульминационный погром в портовой части Лондона.
Паника, пренебрегшие эвакуацией зеваки затаптываются насмерть и сжигаются радиоактивным светом. Вместо "нессиподобной" игрушечной модели в морских сценах используется здоровая покадровая анимация, и для тех времён она вполне внушает. Некоторые моменты и впрямь жутковаты, например уничтожение огневой точки с испепелением солдат и оплавленными пулемётами. Да и вообще, в чередовании кадров бега народа по кирпичным загонам улиц с крупными планами зубатой рыкающей головы на нездорово раскачивающейся туда-сюда шее есть некоторая дезориентирующая, шизофреничная экспрессия.






Ещё довод в пользу английской монтажной версии - американцы будто навставляли кучу чернового материала, в результате некоторые кадры повторяются - например, вот этот автомобильчик растаптывается аж три раза.



Уже и до здания парламента добрался, как без него.



Борис Джонсон, выходи!

Клёвая мини-подлодка с автомобильным рулём нанесёт решающий удар. Здесь у американцев монтаж чуть повеселее, есть эффектно всплытие подлодки носом вверх, хотя сами подводные кадры мутные и невнятные.
Итог подведён примерно похоже, финальные слова сегодня расценивались бы как нехитрый задел но продолжение, тогда же искренне внушали озабоченность грядущими побочками научно-технического прогресса.




Фильм понравился, такая классика-классика фантастики 50-х. Всё по делу, монстр страшён, силён и пыхает! Симпатичной актрисы Ли Мэдисон могли бы и побольше оставить (нет, её не съели, просто так и осталась в своём Корнуолле при пабе).
Но всё-таки хотелось бы оригинальную UK версию в таком же качестве картинки, что и штатовская. К тому же, в результате более пристального изучения буковок на разных сайтах, выяснилось, что версия в 1:08 с половиной тоже подрезанная, настоящая британская версия идёт 1:12 , но вживую её найти не удалось.
Вот здесь есть подробное покадровое сравнение, правда тоже час-ноль-восемь и американский "uncut" в час-шестнадцать на примере немецкого DVD издания от 2010 года.

Уже через два года режиссёр «Бегемота» Эжен Лурье снимет цветной «апдейт» истории - «Горго», в соответствии с возросшими запросами на бдыщ и бабах зрелищность. Однако, «Горго» мне понравился меньше - т.к. ещё сильнее ментально зависим от японской традиции, включая использование ростовой куклы с актёром внутри вместо покадровой анимации.

Динозавры, Кино

Previous post Next post
Up