Околопраздничное кино, современное

Jan 21, 2021 21:23

Два часто упоминаемых в сетях фильма 2020 года, "Кольская сверхглубокая" и "Воздушный бой".


Кольская сверхглубокая (Россия, 2020)
Времена Горбачёва, канун Нового Года. На отдаленной северной шахте якобы происходит вспышка неизвестной болезни. Главную героиню - талантливого эпидемиолога отвлекают от шампанского, сажают в Ми-8, и в компании бойцов ВДВ отправляют разбираться.
Байке, послужившей основой этой истории - сто лет в обед, я её читал примерно в те же горбачевские времена в каком-то журнале, в разделе "курьёзы", разумеется. Дескать, шахтеры услышали вопли из-под земли, и подумали что до ада докопались. Более того, слышал, что байка эта даже не у нас зародилась, кажется ещё в Англии в начале века что-то такое ходило.

Уж насколько я толерантен к таким историям, но фильм, признаться, плох. Вторичность сюжета как раз критиковать глупо, там всё в рамках стандартов подобного кино, не изысканней и не глупее чем ожидалось. Но авторы не умеют держать ритм и хронометраж - минут 30 там явно лишние, авторы не умеют внятно отрисовать картину перемещений персонажей, авторы не умеют найти баланс между чистым аттракционом и потугами в драму, и главное - авторы абсолютно не умеют в диалоги. Диалоги такие дубовые, будто их писал банковский чат-бот на базе пары экселевских табличек с подборками самых банальных реплик из блокбастеров и компьютерных игр. Впрочем, не исключаю, что был прицел на платформы вроде Нетфликс и удобный дубляж на английский, может, с этим как-то связано.
Смотрибельность же ему обеспечивают дорогие трудолюбивые американские товарищи, которые за десятилетия существования жанра наработали столько штампов, приёмов, сюжетных подводок и точек переключения регистра, что даже не умея ничего за душой и тем более в мозгах, но обладая прилежностью и хорошим съёмочным оборудованием можно склеить вполне себе ликвидный продукт, просто как конструктор, научившись владеть гаечным ключом. Технически-то как раз всё более-менее, "практические" спецэффекты есть.
А, единственное что понравилось - в самом начале удачно обыграно выражение "нетелефонный разговор", я даже было включил оптимизм, но рано. Ну и актриса в главной роли - девушка интересная внешне, хоть и жутко переигрывает.

Ещё мысль пришла в голову - а что если бы не стали разрешать историю в наукообразном ключе, а отработали бы в лоб: Времена... пусть не Горбачева, лучше древнее, Хрущёва, например. Шахтеры действительно докапываются до ада. Там котлы с грешниками, черти с трезубцами, всё как полагается. Посылают группу, а черти и говорят: ну по идее так не должно быть, живым-то в ад-то не положено.. в тут раскрыли вы нас, накладочка вышла, нужно договариваться. Или вы к нам, или мы к вам, или компромисс какой-то. А у нас атеизм и диалектический материализм в стране, проблема стало быть. Ещё неизвестно и как американцы отреагируют. И вот Хрущев становится перед дилеммой - осознать себя воином света и разбомбить ад всей атомной мощью, договориться с ним или всецело продолжать отрицать его существование. Было бы по крайней мере оригинально, и философский подтекст наклюнулся.. Хотя нет, лучше не надо, а то "тарковщина" ещё попрёт, со скрепностью духовитой. Пусть пока лучше тренируются на кошках, лепят из американских конструкторов. Может где-то на пятой итерации и озарений дождёмся.

-----------------------------

Воздушный бой/Тень в облаках/Shadow in the Cloud, (Новая Зеландия, США, 2020)
Вторая Мировая, тихоокеанский театр военных действий. Девушку-пилота Мод (Хлоя Грейс Морец) прикомандировали к команде бомбардировщика B-17 с заданием сопровождать ценный груз. В полете самолет атакует гремлин. ..Ну, тот самый, кто отвинчивает гайки от самолетов и кого не стоит кормить после полуночи.
Когда смотришь герметичный фильм с таким абсолютно неправдоподобным, абсурдным сюжетом, альтернативной физикой, и трюками из мультфильма "Том и Джерри" невольно начинаешь искать двойное дно, даже если его нет. Тут можно напредполагать всякого, но первый пришедший в голову вариант, несмотря на залихватскую удаль повествования, трагичен. Подробнее под спойлером (несмотревшим читать нет смысла, плюс содержит отсебятину).
[Spoiler (click to open)]

Молодая женщина Мод живет в городке при воинской части в Новой Зеландии. Мод натерпелась от мужчин, с трудом отвязалась от мужа-алкоголика, устроилась в радистки; хочет выучиться на пилота, но понимает обстоятельства. Теперь Мод беременна от местного сержанта ВВС. На сносях летит куда-то. При посадке самолет разбивается из-за поврежденного привода шасси. Экипаж гибнет, Мод находится при смерти, врачи борются за спасение жизни ребенку. В коме у Мод видения. Ей кажется, как она садится в "летающую крепость" в качестве охранницы чемодана (в чемодане, как мы потом увидим, младенец, что символизирует). Самолет ненастоящий, призрак - нам об этом намекают, когда показывают как внезапно он "подкрался" к героине на взлетной полосе (с заведенным мотором!). Об этом свидетельствует и своеобразная физика - из самолета невозможно вывалиться, он замкнут сам на себе, реальность вокруг эфемерна и непрорисована. Постепенное вскрытие самолета гремлином, соответственно - хирургическое вмешательство врачей, и инстинктивная реакция на него организма.
Так выжила ли Мод и её ребёнок в настоящей реальности? В финальном кадре Мод кормит ребёнка на белом фоне, что может символизировать как белые простыни госпиталя, так и отход в мир иной. Но учитывая удовлетворение от преодоления, предположу, что авторы оптимисты.
Собственно, борьбе за жизнь в беспомощном состоянии фильм и посвящен.


Ну а снаружи да, "угарная дурка" с боевым феминизмом.
Такая вот мимолетная амбивалентность в лёгком жанре, необременительное и необязательное сосуществование плотно утрамбованного идейного метасюжета и произвольного коммерческого аттракциона с прыжками, ужимками и фейерверками.
Авторы удачно подобрали музыку - какой-то электронный "синтипоп" как из восьмибитной игры на контрасте с заклепочным дизельпанком 40-х придает свежести, но главное - угадали с хронометражем. Фильм идёт 1 час 17 минут вместе с титрами. Почти эпизод какой-нибудь "Сумеречной зоны", и именно в такой детской длительности фильм уместен и неотторгаем. Нормально, развлекательно, а под титры даже Кейт Буш поёт.
Спойлер не читайте.

Думаю, на этом про околопраздничное стоит остановится.

Грибы, Кино

Previous post Next post
Up