Два абсолютно разных фильма про ограбление - "Цель 500 миллионов", 1966, и "Лас-Вегас, 500 миллионов", 1968.
Objectif: 500 millions/Цель 500 миллионов (Франция, Италия, 1966)
Болезненно антивоенное кино, цинично замаскированное под стильный авантюрный триллер.
Жан - немолодой, но импозантный ветеран позднеколониальных войн в Африке. Отсидел за участие в мятеже, и теперь шляется без дела по Парижу, тыкаясь по барам, тусовкам старых сослуживцев и случайным подработкам. Но вот на него выходит проходимка-фотомодель Йо с дерзким планом ограбить инкассаторский самолет. Бывшего однополчанина героя она уже охомутала, теперь нужно навострить самого Жана, решить некоторые организационные вопросы, и вперёд.
Здоровый баланс между интерьерными и живыми уличными сценами, невероятной харизмы Бруно Кремер и холодная заманяшка Мариза Мелл - одна из очень немногих девушек, кому действительно идёт текстура "лЁпард".
История развивается как каноничное "ограбление по-французски", но вот развязка.. как бы это сказать не спойлернув. Дело даже не в том, как именно хотел удивить режиссер, а что он хотел этим сказать. Видимо, режиссер Пьер Шёндёрффер очень идейный человек, раз хотел деромантизировать образ бывалого ветерана, настолько наплевав на любые зрительские ожидания. Так что инстинктивной реакцией на финал будет скорее полное недоумение.
В целом, достойное кино, но увенчанное явно личной и очень непримиримой позицией автора. По итогу, самым интересным оказалась не развязка, а изящность образа, созданного Кремером - редкой притягательности положительная харизма с изысканно упрятанной кнопкой посттравматического безумия, стоит задеть которую, волевое, надёжное и экзистенциально цельное рассыпается в сухой алжирский песок.
----------------------------------------
Лас-Вегас, 500 миллионов/Песчаный саван/Las Vegas, 500 millones (Испания, Италия, Франция, ФРГ, 1968)
Условно не-слишком-отрицательный молодой уголовник грабит оснащенный по тогдашнему последнему слову техники бронированный фургон, принадлежащей мутному владельцу казино. Помогают ему в этой технически небезыинтересной операции банда нервных подельников и подружка, укрепившаяся в тылу "клиента" в качестве менеджера дата-центра.
Первая треть сумбурна, многословна и затянута - режиссура невеликая, и чувствуется дискомфорт создателей от необходимости весомо развернуть все сюжетные арки многоперсонажной истории. Зато дальше, когда фургон похищен, упрятан, и начинаются мучительные процедуры его вскрытия - смотреть вдруг становится весьма и весьма увлекательно. Саспенс нарастает в нужных местах, авантюра раскручивается в быстрый криминальный триллер с эффектным, но слегка недотянутым финалом с привкусом драматургической вычурности, свойственной италокраймам категории "Б" того времени.
Однако, главная и всепоглощающая мысль, которая витала над макушкой на протяжении всего просмотра, такова: надумаете римейк - пожалуйста, отдайте сценарий товарищу Тарантино. Скрипт для него абсолютно, он сделает из него жанровый шедевр на все времена. Стильные времена, стильные бандиты, куча мест для диалогов и наслаждения криминальными образами, полно лакун для вербального саспенса, а уж для фиксации на "вещизме" и отсылках к масс культуре славных 60-х в устах многочисленных "джентльменов удачи" вообще поляна с невадскую пустыню и штат Техас впридачу; при том история лишена назидательного пафоса и чисто авантюрная, хоть и далеко не комедия. Я думаю, роль Элке Зоммер вполне потянет и Марго Робби, а уж на остальных уголовников харизматики всегда найдутся. Так что если кто из "глубинного государства" сценаристов читает этот текст, пожалуйста, найдите Квентина, отвлеките его от молочного коктейля и намекните как следует.