Оригинал взят у
sonia_kasam в
Анимация и цензура А нимация и цензура 1 Сентября вступает в силу закон о защите детей от вредоносной информации. Согласно этому закону предлагается подвергнуть цензуре анимационное кино, в том числе и детское.
Кроме того, в интернете можно посмотреть репортажи (например «Кто и как воспитывает наших детей. О вреде некоторых мультиков». 2009 г.) и почитать статьи и посты о том, как «насилие и секс в американских мультфильмах духовно растлевают наших детей».
У нас есть опасения, что в связи с последними событиями, с вновь поднявшейся волной агрессии на «загнивающий запад», с заменой национальной идеи на извращенное понимание православной духовности, с усилением цензуры, с лицемерным и параноидальным порывом защищать детей не от реальных угроз (коррупция в правозащитных органах, некачественное образование, социальна незащищенность и т.д), а от интернета, волонтеров, гомосексуалистов и мультфильмов. От «ведьм».
Атака на мультфильмы затронула нас лично, так как мы режиссеры анимационного кино. Это наша профессия. Мы бы хотели написать небольшой очерк и выразить альтернативный взгляд о влиянии анимации на сознание ребенка.
Существует некоторое количество спорных мнений и заблуждений связанных с анимацией. Хотелось бы их обсудить.
1. «мультик-пультик» для детей
У нас появилось ощущение, что у многих зрителей нет понимания, что анимация - вид искусства. Что анимация - не предназначена сугубо для развлечения и воспитания ребенка. Анимация, как и любое другое искусство, это средство выражения авторской мысли.
Идея о том, что «мультик» предназначен исключительно для ребенка возникла в министерстве кинематографии и была одобрена Иосифом Сталиным. Он был инициатором создания студии «Союзмультдетфильм», которая впоследствии стала называться «Союзмультфильм». Стояла задача создать советский аналог студии Уолта Диснея. Официально производство анимационных фильмов в СССР началось 1923, а первый детский мультфильм вышел в 1927.
До этого не предполагалось, что анимацию будут смотреть дети. В Советском Союзе анимация благодаря своей доступной форме служила наглядным агитационным пособием, как и советские плакаты тех лет.
В США анимация вышла из газетного комикса, карикатуры. Небольшие анимационные анекдоты показывались в кинотеатрах перед сеансом. Зрителя развлекали шутками о социальном неравенстве, великой депрессии, сексе, алкоголе и т.п.
Как и игровое кино анимация вышла из аттракциона. Однако уже в 1932 г. Уолт Дисней получил Оскар за создания Микки Мауса.
Существует понятие «семейное кино». Это категория фильмов (игровых и анимационных), которые предназначены для зрителей всех возрастов. Такие фильмы с одной стороны понятны детям, с другой - интересны взрослым. К этой категории относится львиная доля американской анимационной продукции и все полнометражные фильмы Уолта Диснея.
В Советском Союзе была жесткая цензура. Поэтому часто советские режиссеры под видом детской сказки имели возможность эзоповским языком донести до зрителя множество подтекстов, критику, сатиру, юмор. Таким образом, не смотря на установку «мультики для детей», советская анимация неофициально перешла в категорию «семейное кино».
Кстати, в фашисткой Германии доктор Геббельс запретил к показу детям оскароносный фильм Уолта Диснея «Белоснежка и семь гномов», потому что полагал, что юный немецкий зритель может испугаться. А из фильма «Пиноккио» были вырезаны некоторые сцены.
2. «В мультике не должно быть насилия и намеков на эротику» или о внешности героев.
Когда мы собирали информацию для этой статьи, мы обратили внимание, что мультсериал «Том и Джерри» от Метро Голден Майер, «Золушка», «Красавица и чудовище», «Аладдин» от Диснея, «Шрек» от Дримворкс и другие фильмы критиковались за излишнюю демонстрацию насилия и сексуальности в женских персонажах.
Как мы уже говорили не все мультфильмы предназначались для просмотра детям. «Том и Джерри» - комедийное шоу, как «Саус парк», «Симпсоны», «Гриффины» и т.п.
Нас тоже заинтересовал этот вопрос и мы решили обратиться к знакомому специалисту - врачу психиатру Анне Меламуд.
По мнению психиатра А.Меламуд ребенку не вредно смотреть на сцены насилия в мультфильме: «Дети боятся быть смешными, побитыми, попасть в неловкую ситуацию. Страх смерти у ребенка не развит в такой степени, как у взрослого. Поэтому мысль о том, чтобы глупо выглядеть приводит его в больший ужас, чем мысли о смерти. Когда ребенок смотрит мультфильм, где над персонажем жестоко пошутили, больно обидели, где герой выглядит нелепо, остается «без штанов» и т.д., он имеет возможность пережить этот травматический опыт и учится справляться со страхом нелепой ситуации, насилия, атаки, борьбы.
Насилие в игровом кино слишком реально, возможно и поэтому страшно. А анимационный герой не воспринимается, как живой, ему не больно. Кота Тома можно разрезать на мелкие кусочки бензопилой, а Волк из «Ну погоди!» падает с большой высоты и они все равно живы, здоровы и сразу готовы продолжать бой.
Просмотр таких сцен работает как игра в куклы, когда можно проиграть ситуации, которые кажутся опасными».
Предполагается, что фигуры героинь с угадываемой анатомий взрослой женщины, женственная одежда, флирт с мужчинами и достоверно нарисованный поцелуй наносят удар по психике ребенка, растлевают его, закладывают неверную модель сексуального поведения.
Психиатр А.Меламуд считает, что сексуальность, как красота взрослого здорового женского тела, не вредит, но приносит некоторую пользу. Когда девочка взрослеет ее тело растет и изменяется и девочка сталкивается с проблемой восприятия своего нового тела. Часто девочки подросткового возраста боятся и стесняются появляющихся у них вторичных половых признаков (грудь, талия, бедра). Когда на экране изображена живая, половозрелая героиня, которая нравится себе и мужчинам, становиться понятно, что быть женщиной - это красиво, здорово, нормально. Соответственно общаться с мужчиной и нравиться ему - нормально и правильно. Появляется желание быть женственной девочкой, носить платье, быть «принцессой».
Кроме того, мы уже говорили о категории «семейное кино» (понятное и интересное в любом возрасте), к которой относятся все диснеевские полнометражки, героини которых выглядят модно.
Типаж Белоснежки (миниатюрная брюнетка с тонким голоском, короткое каре, яркий макияж) характерен для 30-х годов.
Внешность и одежда Авроры (узкая талия, черный ободок, поднятая наверх челка, форма бровей) отвечает моде 40-х годов (хотя фильм был снят уже в 50-х)
Золушка - типичная американская домохозяйка 50-х.
3. Образ матери
Можно обратить внимание на то, что в сказках (как русских, так и европейских) часто показана неполная семья. Матери либо нет вовсе, и тогда вместо нее могут действовать злая мачеха или добрая фея, либо мать старая и беспомощная. Сказки вышли из древних племенных космогонических мифов, обычаев и обрядов. Один из обрядов - обряд инициации. Ребенок, достигнув определенного возраста, должен был пройти ряд испытаний, чтобы стать взрослым и полноценным членом племени.
Так герой/героиня сказки должен преодолеть ряд препятствий самостоятельно, без материнской поддержки.
Древние мифы переходят в народные сказание. Народные сказания - в авторские сказки. А сказки - в экранизации.
Нам кажется, что именно поэтому в сказочных мультфильмах нету ярко выраженного образа матери.
В рассматриваемом нами репортаже говорится о том, что в диснеевских мультфильмах образ матери представлен не привлекательно. Полная немолодая женщина. Высказано предположение, что такой образ в сравнении с образом главной героини - молодой красавицы, отвратит юную зрительницу от материнства. Но во-первых, существует архетип матери-кормилицы. Полнотелая, большегрудая Венера Виллендорфская - вневременной символ плодородия. Во-вторых, психиатр А.Меламуд утверждает, что любая женщина (любого возраста), у которой нет ребенка всегда идентифицирует себя с бездетной героиней, не зависимо от того насколько привлекательно показана мать.
Кстати, мама Дяди Федора из мультфильма «Каникулы в Простоквашено» - персонаж не сказочный, а юмористическое изображение современной советской женщины.
Стоит также обратить внимание зрителя на то, что в диснеевских мультфильмах часто встречается очень положительный и сильный образ отца. Нам кажется, что причина этому тот факт, что эти фильмы создавались в стране с пуританскими, патриархальными традициями.
4. Об отношениях и поцелуях
Нужно заметить, что становление кинематографа США совпало с модным увлечением Зигмундом Фрейдом. Как следствие, в американском кино сохранилась традиция уделять внимание психологической составляющей героя и его поведения.
У каждого героя подразумевается предыстория, объясняющая логику его поступков. Шрек - образец грубости, неадекватного общественного поведения и неумения ухаживать за женщиной не потому, что он по природе свой злой или женоненавистник. Дело в том, что Шрек всю жизнь провел один, не покидая своего болота. Фиона - не только первая женщина, которая понравилась Шреку и которой понравился он сам, но вообще первая женщина, с которой этот огр общается. Поход за ней был первым социальным опытом. Поэтому ухаживания Шрека напоминают неумелые проявление внимания 10-летнего мальчика, что наоборот выглядит трогательно в контрасте с грозным видом героя.
Этот фильм предлагает, что любовь - это принять второго таким, какой он есть.
«Шрек» - пародия на многие классические сказки. В том числе и на сказку «Красавица и Чудовище», знаменитая диснеевская экранизация которой удостоилась премии Оскар.
Фильм «Красавица и Чудовище» предлагает немного другие отношения. Этот мультфильм подробно рассказывает о становлении любви между мужчиной и женщиной.
Чудовище как и Шрек недоросль, а женщина играет цивилизующую роль в его жизни. Чудовище смог добиться любви, только когда сам полюбил. Пока Чудовище силой удерживал в замке Бель и дарил ей платья, отношения не строились. Напрашивается вывод: любовь нельзя купить или взять силой.
На контрасте с ним показан образец плохого мужчины. Гастон, пытается взять девушку силой и шантажом, не уважает ее личность.
Волшебница не случайно превратила принца в монстра. Она нашла надлежащую форму для его внутреннего содержания. До заклятия принц был жестоким и эгоистичным. С любовью он научился заботе о другом и стал человеком в духовном, а потом и физическом смысле. Как Пиноккио, который стал настоящим мальчиком, заботясь о свое отце.
Важный момент в диснеевской истории любви - это поцелуй. Это - апофеоз отношений, торжество любви и гарантия счастья. Как правило, в мультфильме про любовь есть только один поцелуй и монтируется он с эпизодом свадьбы героев.
5. Аниме = порнография, уродство, эпилепсия и педофилия
Аниме - условное обозначения для анимации созданной в Японии. В аниме существует огромное количество стилистик, которые различаются в зависимости от студии, в которой сделаны. Аниме предполагает особый язык условностей, отличающийся от привычного нам. Как американская анимация вышла из газетного комикса, так аниме вышло из манги (японский комикс). Изобразительное решение и визуальный язык аниме уходит корнями в японскую гравюру.
В эпоху расцвета куртуазности в Японии считалось красивым, когда мужчина был утончен, как женщина, а женщина инфантильна.
У аниме героев существует понятный любому японскому зрителю язык жестов и набор мимических масок. Если рядом с лицом персонажа зависает в воздухе большая капля воды, то это значит, что герой в недоумении. И неважно, какой это персонаж - маленькая школьница, огромный робот, злой волшебник или пушистый котенок.
В аниме, как и в древнегреческом театре есть набор типажей-масок: по пропорциям лица, телосложению, прическе, костюму и арсеналу поз и жестов японский зритель может сразу определить, кем является этот герой и что от него ждать.
Аниме продукция делится на болшое количество категорий, подходящих разным зрителям разного возраста:
Кодомо - аниме предназначенное для детей до 12 лет
Сенэн - для мальчиков и юношей от 12 до 16-18 лет
Седзе - для девушек от 12 до 18 лет
Сэйнэн - целевая аудитория взрослые мужчины до 40 лет
Дзесэй - взрослые женщины
Все эти категории отличаются не только повествованием, но и стилистикой.
Кроме того аниме очень четко делится на огромное количество жанров: Отаку, Кавай, Самурйский боевик, Добуцу и многие другие.
6. Вредные привычки
Одни из важнейших инструментов для создания фильма это: драматургия, ритм, монтаж. Важно не только что происходит в сцене, но и как долго она длится, какая сцена предшествует и какая следует за ней. Вырезание некоторых эпизодов, сцен или кадров искажает замысел режиссера. А иногда попросту мешает развитию сюжетной линии. Это все равно, что убрать «не хорошие» ноты из симфонии. Нарушается целостность произведения.
Наличие вредных привычек у героя может быть необходимым дополнением к его образу. Пират пьет ром, сыщик курит трубку.
Очень важен контекст, в котором показаны употребление алкоголя или курение. В нормальном детском мультфильме вы редко увидите, чтобы пил или курил ребенок или прекрасная принцесса. Алкоголь и сигареты - для взрослых.
Волк из «Ну погоди!» - пародия на советского уличного хулигана, а заяц - на пионера. Поэтому заяц не имеет вредных привычек и занимается спортом, а волк и курит, и пьет, и нарушает общественный порядок, и хамит прохожим, и не платит за проезд. Если вырезать все сцены, где волк ведет себя аморально, то персонаж вообще придется удалить из фильма.
Бывает, что показано как юный герой пробует алкоголь или табак и это приводит к плохим последствиям. Например, когда Пиноккио, в одноименном диснеевском мультфильме, попробовал сигару и пиво, у него закружилась голова, он закашлялся, его начало тошнить. Ему было очень плохо. Нам кажется, что это наглядная демонстрация вреда алкоголя и табака. Стоит ли вырезать эту сцену, хотя в ней курит и пьет маленький мальчик?
Нам думается, что ничто не влияет на ребенка так, как пример и воспитание родителей. Увиденное в кино не отразится так сильно на его сознании, как отношения в семье, среда и личный опыт.
По мнению психиатра А.Меламуд чтобы повзрослеть ребенку необходимо получать информацию. Без нее он не готов к реальности. «Взросление - это процесс получение и обработки информации. Чем более информация разнообразна, тем полноценнее наше развитие», - считает она.
Кроме того, ребенок не сможет прочитать между строк тот подтекст, для понимание которого он еще не готов.
В Европе табак появился в 17 в. До начала 20 в. курение не считалось чем-то отрицательным. Детское курение никого не смущало. «Наши сигареты курят взрослые и дети», - рекламный лозунг табачной компании начала века.
Позднее стало ясно, что курение крайне вредно, особенно детям.
Мы за то, чтобы детей оберегали от табака и алкоголя. Ограничение продажи этой продукции детям необходимо. Мы поддерживаем нововведенную меру перед началом показа указывать возрастное ограничение и оставлять решение «смотреть или не смотреть» за родителями.
Но было бы обидно если в борьбе за здоровый образ жизни будут исковерканы шедевры литературы, живописи, кино и т.п, в которых упоминается курение или алкоголь.
7. Примеры мракобесия
Если довести погоню за нравственностью до абсурда, можно в любом произведении найти «плохие» подтексты.
Так можно запретить Шекспира за пропаганду насилия и братоубийство, Оскара Уальда за пропаганду гомосексуазма, романы о Шерлоке Холмсе и поэтов серебряного века за пропаганду наркотиков.
Что будет с всеми любимой новогодней сказкой «Ирония судьбы или с легким паром», если оттуда вырезать сцены, где герой напивается?
Мультфильм «Принцесса и людоед» можно упрекнуть в пропаганде педофилии. Крокодил Гена не стесняется курить в присутствие детей. У мамы Дяди Федора 4-ый размер груди, а у Русалочки Аксенчука вообще обнаженная грудь. Принцесса из «Бременских музыкантов» носит короткое мини, а Атаманшу можно заподозрить в транссексуальности. Мультфильм «Аленький цветочек» учит остерегаться родных сестер-предательниц и завистниц, и вообще из него можно сделать вывод, что любовь женщины к мужчине основана на жалости. Фильм Федора Хитрука «Дарю тебе звезду» унижает ценность брака. Мультсериал «Обезьянки» отвратит юную зрительницу от материнства,так как высмеивает и оскверняет святой образ матери. Мультфильм «Чипполино» призывает к экстремизму и революции.
По этой логике детям нужно прекратить посещать музеи, где можно увидеть картины эпохи возрождения, картины импрессионистов, авангардистов и греческие скульптуры. А на уличных атлантов и кариатид нужно повесить черные квадраты, прикрывающие «срам».
Заключение
В заключение хочется сказать, что мы согласны с тем, что пропаганды объективно вредных вещей надо избегать. Но перед тем как брать на себя такую огромную ответственность, как запрет чего либо, необходимо провести очень качественные, разнообразные, проспективные исследования, за которыми нужно обращаться к независимым экспертам. Так же крайне важно четко и недвусмысленно сформулировать понятие «пропаганда». Важно помнить о том, что наличие информации о чем-либо - не есть пропаганда. А отсутствие информации, как было сказано ранее, крайне вредно для развития ребенка. Так же мы призываем не терять здравый смысл.
Запрету можно подвергнуть только те вещи, вред которых изучался годами и вывод однозначный, что это плохо. Если же есть хоть малейшее сомнение в том, стоит ли запрещать ту или иную информацию, значит она не подлежит цензуре. Мы выступаем за «презумпцию невиновности» для информации.
С. Меламуд, Д. Осипова