Филиппины: Новый Год в Эль Нидо. И немного про цены

Feb 13, 2016 18:07

На этот раз начну свой рассказ с транспорта.

Есть популярная филиппинская компания Лексу (Lexus tours), занимающаяся развозкой туристов по острову. Информация о них есть в интернете, включая как минимум двух сайтов и кучи адресов и телефонов. С ними я списалась заранее и договорилась о всех наших переездах. Они встретили нас в аэропорту Пуэрты Принцесы и довезли до автовокзала на большом микроавтобусе. Там мы посидели полчаса и загрузились в такой же битый микроавтобус. Только на этот раз вместе с нами туда набилось человек 18, с чемоданами и разве что не курями. До Сабанга добрались часа за полтора. Не вырвало нас только потому, что ели последний раз часов 18 назад. Одним словом, было жарко и тяжко. Во время ожидания этой экзекуции, меня попросили оплатить все последующий трансферы (из Сабанга в Эль Нидо и из Эль Нидо в Пуэрту Принцуесу), что я и сделала, дабы избежать неприятной ситуации с нехваткой мест (многие перевозчики написали мне, что билеты на эти даты у них раскуплены). Но после первого опыта игры «сельди в бочке», повторять ее на более длинные расстояния не хотелось, и мы нашли частную машину. За первый трансфер деньги отдали сразу и на месте по чеку, чем нас немало шокировали. Вернули 100% суммы. При этом чек был немного поддельный - на оригинале они ошиблись и написали сумму за неправильное количество людей (а взяли, естественно, на правильное). Уже на обратном пути из Эль Нидо мы тоже нашли машину, и позвонили в офис Лексуса для отмены второго трансфера. Они ничего не гарантировали, но попросили зайти в их офис на автовокзале в ППС и оформить возврат там. Мы доехали до точки, и там нам опять сразу же вернули всю сумму. Так что не смотра на отсутствие комфорта в машинах, впечатления от Лексуса остались самые положительные. Они еще и хорошо на письма отвечают при бронировании.

Jeepney - филиппинское такси

Частный трансфер - тоже минивен, но оба раза нам попались новенькие и чистенькие. Водитель делает пару остановок по дороге на перекус. С этими остановками мы доехали примерно за пять - пять с половиной часов, что от Сабанга до Эль Нидо, что обратно в Пуэрто. Альтернативно дорогам, в Эль Нидо есть маленький аэропорт, но информации о полетах мало. В основном туда летают чартерные рейсы из Манилы. Единственное место, где я нашла расписание полетов, цены и ссылки - на сайте популярного в Эль Нидо ArtCafe.

Ехать по острову очень приятно - везде зелено, много цветов. Дорога периодически идет по побережью, и с нее открываются прекрасные виды. Местность холмистая и лесистая. По дороге много деревень - они очень ухоженные, чистые и приятные. Попадаются школы, разные муниципальные заведения. В некоторых районах много ресторанчиков и гостинец-пансионов. Также проезжали органические фермы, центр батика и другие интересно звучавшие места. Периодически встречаются так называемые чекпойнты для проверок - но останавливали нас только на одном. К машине подошел служащий в форме, открыл дверь, вежливо поздоровался и поинтересовался, а нет ли у нас манго. Мы были немного удивлены, но оказалось, на Палаване нельзя провозить манго из одной части острова в другую, дабы избежать смешения видов.

Эль Нидо оказался более живым городком, чем маленький Сабанг. Мы поселились в гестхаусе, рекомендованным Трип Адвайзеров. Обстановка в нем очень простая, но были кондиционеры и горячий душ, а в некоторых номерах и холодильник. Хозяева голландцы, очень милые и приветливые люди. Мы жили совсем недалеко от моря. Но в бухте постоянно стоят лодки, которые днем возят желающих по островам, поэтому хоть пляж и есть, но на нем не покупаться. До магазинов и ресторанов от нас было минут 10 ходьбы. В Эль Нидо нет банкоматов (вернее, один есть, но он почти никогда не работает) и почти нет обменников (а те, что есть, предлагают грабительский курс), поэтому все деньги нужно везти наличными уже в песо. Официально в страну можно ввозить не более 10-и тысяч песо на человека, за остальное - штраф и конфискация. (В другой валюте до 10-и тысяч долларов в любом эквиваленте, как и в большинстве стран). Зато есть рестораны, берущие кредитные карточки, некоторые даже без наценки (а другие за 3-5% сверху). Магазинов по карточке мы нашли только один, принадлежащий ресторану Art Cafe. Сувенирных магазинов мало,зато много продуктовых - фрукты, овощи, хлеб и выпечка, сыры, и много различного спиртного, в том числе неплохих вин. Кафе много европейских - итальянских, французских; также есть мексиканское. Именно филиппинских мало, но во многих встречаются местные блюда.

У нас было шесть полных дней в Эль Нидо и четыре тура на острова - A, B, C, D. Поэтому в первый день мы решили передохнуть, договориться об экскурсиях и съездить на пляж КоронКорон. Точнее, мы думали, что это Корон, а оказалось, что таксист (на трехколесном тарантасе) привез нас чуть дальше, на пляж Лас Кабанас. Пляж большой, вдоль него расположены кафешки. Людей немного. По пляжу можно долго идти, даже пешком перейти к острову, на который протянута zipline - популярное развлечение на Филиппинах, да и вообще в Азии. Во время отлива здесь мелко, на дне валяются морские звезды и шастают крабы. А солнышко припекает. В окрестностях есть и другие пляжи, подальше, но мы до них не доехали.

На следующий день началось покорение островов. Туры мы брали в обратной последовательности - D, C, B, A. Стоимость билета на человека фиксированная. Но мы опять же брали лодку на свою компанию. Во-первых, по цене на четверых выходило почти столько же. На частных лодках торг уместен. Во-вторых, в общую лодку людей набивают, как селедок в бочку, и процесс этот может занять и час и больше. Поэтому мы предпочли уединиться. Нам повезло с командой, попались толковые и приятные ребята. И лодка у них была хорошая и тихая. Туры все в целом похожи один на другой, но в каждом есть своя изюминка. В туре Д под конец вас завозят в тихую уютную лагуну. В туре С есть секретный пляж, в который можно попасть лишь проплыв в узкий лаз в скале при быстром течении. Довольно адреналиновое развлечение. Там же есть и еще один секретный пляж, но туда мы не попали из-за волн. В туре Б, на одном из островов расположена католическая церковь. А в туре А целых три лагуны, по двум из которых можно кататься на каяке. Каяк можно взять в прокат в Эль Нидо и погрузить на лодку. Или прямо у лагуны. Особенно он пригодится в турах Д и А. Помимо этого, на нескольких турах есть возможность поднятся на холм и поснимать окрестности. Ну и конечно, пляжи и снорклинг есть на каждом туре.

Лагуна в туре Д

Церковь на острове в туре Б

Змеиный остров в туре Б

Мангры

Желающие могут взять нестандартные туры и провести несколько дней в палатке на одном из островов. На некоторых мы видели гостиницы

Лагуна тура А

Общее впечатление от островов - красиво. Похоже на тайскую бухту Phang Nga, где находится знаменитый остров Джеймса Бонда. Только в Тайланде скалы светлые, а на Филиппинах темные, но тоже известняковые. Снизу они размыты водой и выглядят как грибы или новогодние елки на низких толстеньких ножках. Иногда кажется, что они парят над водой. Вода голубая и прозрачная, хотя местами мутноватая от песка. В конце декабря она была умеренно теплая. Сильных штормов не было, но волны периодически случались. Отдельно нельзя не упомянуть о кораллах - они там везде. Красивые, разноцветные, но острые, как бритвы. Пляжей без кораллов почти нет, поэтому любой заход в воду сопровождался болью. Волны качают, и волей-не волей ударяешься обо всё вокруг. Мы после первого же дня были полностью побиты ниже колен, с несколькими ранениями выше колен. Тапочки для брода, которые мы не снимали, не спасали от травм - кораллы жалили все ноги, разрывали тапки и практически выпрыгивали на нас из глубины. Но плавать с маской и любоваться на них, а также на бессчетных рыбок, было прекрасно и частично возместило причиненные физические увечья.

Каменные коровы пасутся кверх ногами на скале

Дно с морскими ежами

Туры начинаются около девяти утра. Мы неоднократно жалели, что у нас в гостинице нет завтрака - местные кафешки не сильно торопились подавать еду по утрам, и нам постоянно приходилось спешить. Иногда мы просто покупали булочки и сыр в магазине, запивая их кофе на вынос. Привозили обратно нас с туров в районе четырех. В стоимость включен обед - рис, рыба или морепродукты, салат, тушеные овощи, мясо и фрукты. Немного однообразно изо дня в день, но вкусно. На большинстве островов ничего купить нельзя, только в паре мест мы видели признаки цивилизации. На "обеденных" островах тусуются кошки и собаки. Многие голодные или страдают от жажды, и с удовольствием доедают за туристами их обед. А на одном из необитаемых островов из леса вышла коза и также неожиданно скрылась. Другой неморской фауны мы не видели.
Из-за постоянных переездов, борьбы с кораллами и волнами, залезаний на и в пещеры, мы возвращались измученными. Переодевались, шли ужинать и валились спать. Странный получился отдых - вроде и пляжный, но при этом не расслабленный.

31-ого декабря мы после экскурсии передохнули дома, оделись в праздничную одежду и направились в ресторан. В новогоднюю ночь многие рестораны предлагают фиксированный пакет из трех-пяти блюд. Цены довольно высокие, но если сравнивать со Штатами или Сингапуром - вполне приемлемые. В нашем случае было три блюда и два напитка. После 11и народ начал расходиться. Мы тоже вышли незадолго до полуночи и спустились к пляжу. Тут тусовалось много людей, в том числе детей. Многие кафе и бары устраивали пляжные вечеринки. Минут за 5 до Нового Года начали пускать отдельные фейерверки, а в полночь запалили по-полной. Веселье длилось еще долго, но мы, уставшие от плотно программы, вскоре ушли спать.

Вокруг Эль Нидо тоже есть другие развлечения. Есть треки, есть пляжи. Можно взять на прокат велосипед или мопед. Но популярны здесь именно острова и дайвинг. О красоте этих мест лучше судить по фотографиям. А я ниже приведу немного практической информации - цены на декабрь 2015ого года.

Такси:
Ппс - Сабанг 300
Сабанг - Эль Нидо 750/900 Лексус, 6000 частная машина
Эль Нидо - ППС 500 Лексус, 857 Daytripper, 4500 частная машина

Гостиницы:
900 Сабанг Даб Даб,
~1800 в Эль Нидо

Туры:
Эль Нидо: Обычный билет на лодки фиксд прайс, А 1200, B 1300, C 1400, D 1200. Частная лодка 6000, 6000, 7000, 6000. Но при покупке более одного тура, дается скидка из-за того, что не нужно покупать пермиты. Каяк нужен в двух местах на туре А, стоит по 300 за двойной (можно и втроем на нем). То есть за тур получается 600 на 2-3 человек. Не знаю, сколько он стоит на берегу, но вероятно дешевле.
Сабанг: мангровый тур 250-300, подводная река 850 (экскурсия от отеля)

Еда:
Завтрак 200-300 на нос, вода 30-40, пиво 40-80, вино от 300 бутылка, но большинство от 400, в ресторане 150-200 бокал. Коктейли 200. Основные блюда тоже от 200-300, в зависимости от ресторана. Пицца 400-600