День 3. Часть 2.
После обеда мы решили отправиться в деревню.
Но сначала я хотел бы сделать небольшое отступление:
Как и в случае с Китаем, увидеть традиционный быт и культуру местных жителей в реальной жизни в развитой Малайзии довольно проблематично и любителям путешествий в стиле Индианы Джонса я должен заявить сразу - за племенами лучше ехать в экспедицию на индонезийскую часть острова, где практически нет дорог, закладывать на подобные путешествия очень много времени, терпения, средств и быть готовым к лишениям. В малайзийской же части Борнео уже все развито. С другой стороны именно поэтому там можно без особых проблем увидеть традиции и быт
даяков во всей красе, но уже в воссозданной для туристов среде. Единственное но - туроператоры уже давно поделили местный рынок и все сделано так, что индивидуальному туристу трудно добраться до достопримечательностей самостоятельно - обычные автобусы как правило не ходят до таких мест и независимым путешественникам на бюджете надо постоянно как-то выкручиваться.
Итак, было решено поехать в
Sarawak Cultural Village - музей под открытым небом и одно из самых рекомендованных в книжках мест в районе Кучинга.
Как выяснилось, самый простой и недорогой способ добраться туда - купить билет в Кучинге в дорогом отеле
Hotel Grand Margherita, в стоимость билета за 70 рингитов (700 рублей) входит посещение деревни и трансфер на микрике туда-обратно. Ехать довольно далеко.
Нам повезло - микроавтобус как раз вот-вот отправлялся. Вскоре мы выехали за город
и стали свидетелями аварии...
Где-то через час мы были уже на месте.
Деревня находилась в живописной местности у подножия горы
На обширной территории располагались традиционные дома различных национальностей, проживающих на территории Борнео.
Первым на пути был дом китайских крестьян.
Археологические раскопки показали, что дельта реки Саравак являлась процветающим центром торговли на пути из Китая в Индию с 5-го по 13-й век. Однако крестьяне, мигрировавшие из южных провинций Китая, осели на Борнео, главным образом в
провинции Саравак, только в конце 19-го начале 20-го века и теперь составляют почти треть населения провинции.
Вот что представлял собой их нехитрый быт:
Они выращивали перец, высоко ценившийся в те времена. Так выглядит куст, я раньше никогда не видел как он растет.
Пережареный в печи перец - черный, белый - просто сушеный.
А с помощью таких примитивных орудий они мололи его, также как и рис, соевые бобы и тд. Я тоже решил попробовать :)
Click to view
Следующим на очереди был традиционный дом малайцев
Не знаю есть ли в этом какой-то подтекст, но дом внутри был явно побогаче, чем все остальные в деревне.
Холл
Спальня
В одной из комнат сидела бабулька, которая при моем появлении сразу заголосила и сбацала мне на бубне :)
Click to view
На кухне на полу сидели тетки и жарили какие-то традиционные лепешки на углях
Следующий дом принадлежал
народности меланау.
Стены дома были из коры...
Практически все племена даяков для входа в дом используют бревно с выдолбленными в нем ступенями.
Внутри дома можно было увидеть интересные маски и тд.
А вот такие деревянные фигурки использовались как талисманы удачи для рыбаков, выходящих в море, для погребения усопших и тд.
Когда в деревне кто-то был серьезно болен, знахарь улаживал больного на специальные качели и раскачивал под медитативный звук барабана и заклинания. Знахарь танцевал вокруг, вызывая духов. В трансе он вытаскивал меч и вступал в схватку с невидимыми злыми духами. Церемония проводилась каждую ночь на протяжении 5-9 дней. Все эти дни семья несчастного больного устраивала пир не только для знахаря, но и для всей деревни. В последнюю ночь знахарь садил изгнанного из тела злого духа на каноэ и отправлял его вниз по течению реки.
Во дворе находился вот этот столб.
Как я узнал такие ритуальные столбы устанавливались, чтобы разместить на нем останки важного умершего представителя племени. Сейчас, конечно это уже не практикуется, тк большинство меланау были уже давно обращены в ислам либо в христианство
После этого мы посетили дом народности Оранг Улу. Это общий термин для 27 небольших племен, обитающих в Сараваке. В малазийской переписи населения оранг улу не распознаются и не существуют как национальность. Кстати, очень большая часть и других народностей ассимилирована и не имеет официальной национальной принадлежности к даякам, из-за чего количество малайского населения проживающего на Борнео, официально явно завышено. Об этом вы естественно не узнаете из официальной информации...
Благодаря своей самобытности, костюмам и традиционным промыслам именно оранг улу, как мне кажется, выглядят наиболее экзотично.
На веранде сидел вот этот оранг улунский дядька с оранг-улунской версией электрогитары :) До чего дошел прогресс!
И что вы думаете? Конечно сбацал! А девчонки даже и станцевали! :)
Click to view
А вот так выглядит воин оранг улу в полной боевой экипировке :)
Для поражения противника они используют ядовитые стрелы и длинную трубку-духовое ружье...
Идем дальше...
Другая народность - Бидаю имела в каждой деревне вот такой дом, называемый Главный Дом. Причем от слова голова.
Все племена даяков Саравака, сейчас довольно дружелюбно выглядящие, еще в начале века отрезали бы вам голову даже не моргнув глазом. Они постоянно враждовали друг с другом и согласно традиции, чтобы стать мужчиной, даяк должен был убить врага, отрезать ему голову и принести старейшине в доказательство содеянного. Только после этого даяк имел право жениться. Головы же подвешивали в главном доме высоко в центре над очагом, где они коптились и служили гордостью всей деревни.
Головы висели высоко под темный потолком, я прибизил и отредактировал фотографию, чтобы разглядеть. Как вам кажется - это и правда мумифицированные черепа или все-таки муляжи?
А вот бабушка бидаю заготавливает рис на закуску ;)
У бидаю также довольно интересные изделия и маски.
Ну и последний дом на сегодня :))
Главная народность Саравака - это
Ибан. Она составляет около 30% населения провинции.
Ибаны традиционно живут в так называемых longhouses - длинных домах. Это длинный одноэтажный дом (обычно на сваях), сделанный из дерева или коры, имеет бамбуковый пол. В доме по одну сторону располагается широченный коридор, служащий обще-коммунальной зоной, где играют дети, готовят женщины, отдыхают на циновках старики и тд. По другую сторону расположены комнаты каждой из семей. Ибаны живут коммуннами, в каждом доме может проживать до 30 семей. В наши дни дома стали строить из современных материалов, устанавливать спутниковые терелки и тд, но сам стиль жизни в длинных домах еще много где сохранился, особенно в удаленных труднодоступных районах Саравака. И мы с вами туда, конечно еще отправимся :), а пока смотрим музейный вариант дома (о самой народности мы еще поговорим в последующих постах).
В деревне есть небольшой хорошо оборудованный концертный зал, где пару раз в день (на память в 11.30 и в 16.00) проходит концерт в стиле "песни-пляски даяков". Мы подошли чуть пораньше и заняли места в первом ряду. Концерт надо сказать не разочаровал! Вообще я люблю смотреть такие мероприятия и стараюсь попасть на них в разных странах, ведь увидеть такое в реальной жизни практически нереально (даже в удаленных провинциях, можно лишь на каком-нибудь фестивале). А посмотреть есть на что: красивые танцы, костюмы, народная музыка!
Далее предлагаю вашему вниманию серию фотографий с концерта.
Ну и для тех, кто досмотрел до конца - еще и видео в качестве бонуса! ;-)
Click to view
На этом этот репортаж подошел к концу. Мы с Хопом уже затемно вернулись в город, а на следующий день, 27.02.2011, нас ожидал трекинг в Национальном парке Бако и встречи с его удивительными обитателями!
Искренне Ваш,
xperimenter