Обычно, как только слышат о том, что человек увлекается путешествиями по России, сразу называют 3 места: Алтай, Байкал и Карелию - это типа визитная карточка, если побывал - значит ВАУ! Далее следуют одобрительные кивки, цоконье языком и похлопывания по плечу - ты крут, тебя только что признали как путешественника, туриста и не очень здорового человека т.к. нормальные люди, по мнению обывателей, ездят отдыхать в Турцию-где-все-включено. Потом еще один логичный вопрос «Ну как там?». Ты глупо улыбаешься и отвечаешь «Красиво!» Все, другие подробности собеседника редко интересуют т.к. он, «конечно, тоже всю жизнь мечтал побывать …, но обстоятельства… непременно через пару- тройку лет…». Короче, становится понятно, что, никогда он не променяет «он-клюзив» на сомнительное путешествие в 4 тысяч км ради какого-то там «красиво». А ведь наш собеседник даже не спросил, каким образом я оказалась в… пусть будет в Карелии - может, я села на комфортабельный пяти палубный лайнер и сплавала в Кижи, а не тряслась в пыльном УАЗе по грунтам в поиска очередной заброшенной деревянной развалюхи.
Тем не менее, в последнее время, я все чаще слышу, что сейчас и следующие лет 5 будут пиком путешествии по России. Попробуем разобраться о каких именно путешествиях идет речь.
Все началось довольно давно, лет несколько назад, когда наш экипаж путешественников, притомился кататься в гордом одиночестве и я начала поиск единомышленников. Процесс был долгим, нудным, непростым, зачастую безрезультатным.
Окончательно в моей голове все встало на свои места, когда совсем недавно, мы занялись поиском компаньонов для поездки на Кольский полуостров.
Почему Кольский? Ну во первых, мы там еще не были, во вторых, это уникальная возможность, при хорошей динамике, менять пейзажи от тундры до гор, а от гор до пустыни чуть ли не каждый день, в третьих… об этом ниже.
Мы пересекались с людьми, на покатушках, в интернете, просто предлагали знакомым и на мое «А поехали!» После вопроса «Когда?» следующим был «Сколько это будет стоить?» Сначала я как-то терялась и не совсем понимала, о чем меня спрашивают, начиная блеять про траты на бензин, еду и прочее, но быстро поняла - меня спрашивают не об этом, а сколько лично я возьму за участие в мероприятии, за свой маршрут, свой краткий экскурс по достопримам, за организацию быта, эвакуацию «если чо» и т.д. Попервости, было смешно, ведь мы искали единомышленников, а не спонсоров, потом пришло осознание, что если бы называлась сумма тысяч 25 (цифра взята не с потолка) с экипажа, желающих было бы гораздо больше, чем при нашем бесплатном раскладе. Как так?
О целеполагании.
«Что вам интересно?» - спрашиваю я у народа. «Все! Мы ни где толком не были». На деле получается, что это не правда, люди сами не понимают, что им интересно только самое-самое хорошо прорекламированное. Ну например, мы посетим с вами самую старую церковь Какой-то там области. «Уау!» Все побежали смотреть и даже нашли в ней какие-то няшечки. Но если просто сказать, «поехали, там церковь стоит заброшенная» - никаких восторгов, ну мало ли что и где у нас стоит.
Получается, что ты постоянно должен саморекламироваться, придумывать громкие девизы, и глуповатые лозунги, еще лучше рассказывать на манер экскурсии: «Посмотрите направо, перед вами…. А впереди нас ждет…» Тут возникает вопрос: чем такой «дикий» туризм отличается от коммерческого тура? Только тем, что организатор выполняет весь объем работы бесплатно, когда другой, более прозорливый, орг мало того, что пойдет по твоим же следам и описаниям, еще и денег возьмет за этот же маршрут?
Названия и корпоративная этика.
Это важно, съездив куда-то вместе полтора раза, группа товарищей сразу превращается в клуб, типа мы не просто так путешественники, мы члены внедорожного сообщества «Все за мной месить гОвны 4Х4-экспедишен», наклеим на машины единые наклейки, что бы где-нибудь толкаясь в пробке радостно помигать фарами, завидев соклубника, и гордо сказать: «О! Наши едут!» И чем больше у тебя на машине разных наклеек, тем круче Жип и ты сам, пусть все эти мероприятия насчитывали меньше десятка машин, не длились больше 12 часов, проходили в пределах 100 км от дома и ты не помнишь по имени и в лицо никого, кроме орга и чувака насаживающего шашлык, но ты - клубень!
Состав группы: женщины и мужчины.
Можно долго говорить о составе группы путешественников в которой вам посчастливилось или не посчастливилось ехать, но я остановлюсь лишь на одном критерии: женщины и мужчины.
Кого обычно тянет на приключения? Мужиков, настоящих, тех, кто думает, что настоящий, и тех, кто жаждет настоящим стать. Кто как правило сопровождает их в этом деле? За редким исключением, воздушные создания - дамы. Господи, дай им сил, отпускать мужей одних, хоть иногда, а уж если поперлись вместе не пилить всю дорогу!
Каждый участник путешествия (особенно дальнего) - это полноценный член экспедиции, он\она должны делить все радости и тяготы поровну: рулить, лезть в грязь, копать, толкать, готовить еду, ставить палатку, колоть дрова и много чего еще. Что мы видим на деле? Фея устает, не всегда понятно от чего именно, но устает: нужен душ, чипсы, попа устала сидеть в машине, а спина лежать на пенке, намокли ноги, сломался ноготь, кто-то из товарищей сделал ей замечание, муж много выпил, дым попал в глаза, комар укусил в лоб, посуду надо помыть, дрова не хотят гореть, народ не хочет играть «по правилам» и т.д. Все, вы понимаете ВСЕ, целый экипаж выведен из строя! Почему весь? Да потому, что ни один нормальный мужик не сможет вести себя адекватно, когда рядом 24 часа в сутки буквально умирает под грузом обстоятельств его фея. Он тоже начинает вредничать, бузить, пытаться отстоять права якобы своего экипажа, а на деле исключительно жены.
Но самое поганое, когда говоришь и предупреждаешь об этом «на берегу», все тетки отвечают: «Это не про меня!» А когда даму накрывает волна меланхолии где-то в пути, она уже не отдает себе в этом отчета, и остальным членам экспедиции остается только нечеловеческими усилиями сдерживаться из сострадания к ее мужу.
О маршрутах.
Как происходит прокладка маршрута? Да очень просто, садится человек за комп и давай читать отчеты до одури, скачивать треки, если удастся задавать умные вопросы бывалым авторам этих отчетов. Потом забивает точки в навигатор и поскакал. Хорошо, если человек занимается наброской маршрута не один, а в компании находится несколько идейных, кто делает это параллельно, основная беда только в том, что читают все одни и те же отчеты по кругу и выбраться из этого круга очень сложно. Да и надо ли выбираться среднестатистическому путешественнику? Ведь все самое-самое в отчетах есть, а все остальное, как мы поняли выше, не интересно. Но и это еще не самый худший вариант, худший вариант, когда менеджер среднего звена вдруг неожиданно под сороковник лет понимает, что Турция и Египет уже поднадоели, да и не круто это теперь вовсе, хочется чего-то неизведанного и местами экстремального. Вот тогда он садится кому-то на хвост, с полной уверенностью, что здесь тоже «все включено». Ему бы коммерческий тур взять по какой-нибудь Монголии, где джип выдают и реально включено если не все, то многое, но он об этом как-то не подумал, а может денег пожалел, а может действительно думает, что он герой, выезжая за счет других энтузиастов из компании.
О видах современного туризма.
Классический вариант от моих друзей «поехали на Оку отдохнем» - подразумевается выехать за город, упасть на берегу реки среди таких же уставших, бухать, купаться и жарить шашлык следующие сутки, а лучше двое - это есть отдых.
Вариант отдыха от знакомых мне джиперов: утром со сранья начать рубиться где-то в радиусе 40-ка км от города. Рубиться не куда-то, а просто ради того, что бы помесить грязь. Когда очередная лужа пройдена, все становятся у своих дымящихся коней, раскладывая на капоте снедь и чай из термоса (это обязательный атрибут), костер при этом совсем не нужен, садиться тоже не обязательно т.к. задница уже и так напоминает по форме автомобильное сидение. После обсуждения, как круто все было и просмотра видео с предыдущих говномесов, все разъезжаются по домам - отмываться, латать машины, спать на мягкой и чистой постельке.
Есть усложненный вариант - не просто лезть в грязь, а со светлой целью, ну например, посетить могилу летчиков, погибших во время ВОВ где-то в непролазной глуши. По фигу, что почтить память героев можно прогулявшись по буеракам 300 метров, гораздо «спортивнее» рубиться эти 300 метров сутки, что бы потом выложить ВК фоточку Жипа на фоне оградки с подписью «Мы сделали это!»
Еще есть народ, регулярно сидящий на форумах и посещающий мероприятия клуба, скажем 2-3 раза в год, т.е. 2-3 раза в год можно покататься или потусить на опен-эйрах, остальное время просто балаболить в сети или пить пиво в баре.
Есть довольно большое количество экипажей, посещающих платные рубилова, где для них дяди придумывают легенду, готовят трассу, призы, они в свою очередь, выдра… доводят до ума машину, подгоняют ее под требования оргов и т.д. Ну это отдельная, индустрия, про нее лучше говорить не здесь.
Геокешеры и им подобные - моя «любимая» категория, с одной стороны, люди активно отдыхают, а не тупят дома перед телеком - честь и хвала, с другой, благодаря им в инете засвечены, а как следствие засраны, основные интересности. Как в конструкторе - из готовых деталек и описаний придумай себе маршрут выходного дня.
А еще имеются рыбаки, в том числе любители платных водоемов, охотники, у большинства из которых охота в классическом понимании этого слова переросла в убийство в загоне и много кто еще.
Все они считают себя туристами, любителями природы и нестандартного отдыха, хотя все чаще под музыкой понимают мощный усилок, а не гитару, вместо гречки с тушенкой берут с собой быстрорастворимую лапшу, а вечер без интернета - едва ли не главное приключение года.
Но есть и другие ребята, о них речь пойдет ниже.
О дальних выездах.
Большое мероприятие обычно планируется где-то за пол года. Причем не потому, что подготовка к нему реально занимает столько времени, а потому, что это «правильно» и так «положено». Опять же мысли свои надо чем-то занять в перерывах между работой, вот и выходит: пол года подготовки, сама поездка недели на 2, пол года на обсуждение случившегося, смакование подробностей, обязательный гусятник… А потом пора готовиться к следующему выезду - до отпуска всего 6 месяцев!
В таких долгих сборах есть один мегаплюс, дающий 1500 к карме в глазах окружающих: пока человек так долго и тщательно собирается, народ вокруг, не особо разбираясь в теме, начинает верить, что их друг\товарищ\коллега\брат - настоящий герой! Не фигню какую-то задумал, а вона чо - МЕРОПРИЯТИЕ.
Провожают «настоящего путешественника», как на войну, начиная психовать еще до отъезда. Но все, как правило, проходит хорошо, немного странно, что столько готовясь, команда оказывается местами все равно не подготовленной - но это ладно, вносит хоть какую-то сумятицу в продуманный спектакль. Возвращаются экипажи с гордостью от содеянного, а после просмотра фото, видео и лайков все тех же друзей\товарищей\коллег\братьев сами начинают верить в то, что они не просто молодцы, а Эпические Молодцы! Радость переполняет их сердца, давая силы на написание длинных подробных отчетов и комментов к ним.
Обо мне и неутешительных выводах.
Начнем с последних: российский дикий туризм медленно, но верно умирает, под натиском новоявленных путешественников. Спрос на самые-самые интересности без особого напряга, где тебя подержат за штаны «если чо» рождает предложение в виде коммерческих туров. На этом фоне «дружеские покатушки» с незнакомыми или малознакомыми людьми сморятся уже как нечто неприличное и сомнительное. В принципе это очень вписывается в политику нашего государства - извлекать выгоду из всего. По хорошему, организаторы коммерческих туров - это те же туристические организации, которые исправно отстегивают налоги в казну (ну или ребята, которые не спят спокойно в ожидании налоговой инспекции), маршруты все продуманы и выверены, постепенно обрастают музеями, частными коллекциями, доп. услугами по катанию на верблюдах и т.д. - короче опять деньги. Можно пойти дальше, вот есть, к примеру, платная рыбалка или охота по лицензии, можно начать выдавать разрешения на посещения каких-то интересных мест. Перекрываем пост в Титовке при съезде на Рыбачий и Средний и с каждой машины берем мзду. А дальше - больше! Запрещаем свободное передвижение по этим полуостровам, все только в рамках организованных коммерческих туров, согласно специально разработанному плану: костер там-то, палатки там-то, передвижение колонной с ведущей и замыкающей машинами. И так не только на Кольском, подобных зон придумать можно воз и маленькую тележку! Думаете желающих посетить заповедные места в таком формате не окажется? Ошибаетесь! Их будет, возможно, даже больше, чем сейчас при свободном въезде! Потому, что если за деньги и так строго, значит, точно есть что-то интересное, «надо брать»!
Что касается конкретно меня, не думайте, что я написала эту статью, будучи идеальной и незамутненной, что-то здесь есть и про нашу команду, и про меня лично.
Мне обидно, когда по моему маршруту ведут коммерческий тур, при чем, его организация хуже, чем у моего «дружеского выезда». Я регулярно посещаю «попсовые» места, не потому, что мне не о чем будет писать в блоге, а потому что меня перестанет читать и без того немногочисленная публика. Кроме того, я еще и громкими «лозунгами» начала прикрываться, когда хочу найти компанию для поездки - иначе не выходит.
А на Кольский мы все-таки съездили и не с коммерческим туром, а с такими же, как мы, обычными ребятами. Оказывается это все еще возможно! А может быть мы разобрали последних. И были сложности, и были радости, и кто-то кого-то держал за штаны, кто-то вез на себе больше в прямом смысле, а кто-то в переносном, были самые-самые попсовые и мало кому известные интерсности. Надо всего лишь не пи… балаболить на форумах, а брать и делать.
Источник:
ХРЕН13.ru