Ни для кого не секрет, что прошлой зимой
мы штурмовали горные перевалы Кавказа. И вот, снова зима, снова снег, мы снова собираемся в горы (только тссс, это пока большой секрет:) ).
Всвязи с участившимися вопросами о целесообразности применения цепей в горных условиях, решила вынести эту тему отельным постом.
Итак, на полноприводном автомобиле, в идеале, должны использоваться цепи на оба моста: и на передний, и на задний.
На передний мост лучше всего подойдет «сота». Она позволяет четко маневрировать, устойчива.
Для заднего моста хороша «лесенка» - менее устойчива, зато лучше гребет.
Увы, цепи недешевы, тяжелы и занимают некоторое место в багажнике, поэтому, если поставить на оба моста цепи возможности нет, ставят «соту» только на передний.
Размер цепей - отдельная песня, они подбираются исходя из ширины, высоты и диаметра колеса, есть еще нюансы с вылетом. Проще всего не заморачиваться самостоятельно с размерностью, а попросить подобрать нужные цепи продавца\производителя, как вариант можно воспользоваться калькулятором цепей, таковой имеется, например,
здесь.
Как только цепи окажутся у Вас в руках, не поленитесь примерить их, это реально может сэкономить массу времени и усилий в путешествии.
Сеанс хорового надевания цепей, которые оказались меньшего размера. 1,5 часа на 1 мост усилиями 6-ти мужиков. Проще было примерить дома!
Когда пора надевать цепи?
Как и включать хабы - ДО того, как въехали в феерическую задницу! То есть при первых признаках ухудшающейся дороги: снег, переметы, лед и т.д.
На цепях хорошо ездить по грязи, особенно помогают они на раскисших подъемах, можно прорываться по глубокому рыхлому снегу, но в данной статье я остановлюсь на преодолении ледяных препятствий в горных условиях.
В большинстве случаев лед на горных дорогах образуется из-за таяния снега и стекания горных ручьев, а т.к. температура переменчива и скачет от плюса к минусу все это дело замерзает и образует наледи.
Такой ледяной натек, как правило, имеет наклон в сторону края дороги - в сторону пропасти (т.е. куда стекает вода), а естественные или искусственные ограждения по краю дороги снесены потому, что… ну Вы не первые здесь едете.
Чисто теоретически можно даже попробовать предсказать сколько обледенелых участков Вас ждет впереди, согласно карте - как минимум столько же, сколько ручьев пересекает дорогу. Ведущей машине обязательно нужно обращать внимание на ручьи (в том числе застывшие) на склонах и проверять ногами места, где они пересекаются с дорогой.
Замерзший ручей.
А это то, что стало с дорогой из-за этого ручья.
Такая наледь очень скользкая, по ней даже ходить нужно крайне аккуратно, не то, что ездить. Один из членов нашей экспедиции поскользнулся, упал и на пятой точке покатился угадайте куда? Правильно, в пропасть! Хорошо, хоть затормозить вовремя успел!
Еще одна неочевидная засада: тонкий, не закрепившийся слой снега на льду. Он вроде выглядит «как настоящий», но на деле это просто пороша, которая ботинками и колесами сметается на раз. Это значительно осложняет определение опасных участков.
На льду машину начинает крутить даже на минимальной скорости. Я уж не говорю о том, что ни в коем случае нельзя буксовать, самый маленький подъем может стать преградой, а тормозов нет от слова "совсем". Реально на таком скользком пяточке нужно быть готовым ко всему, в том числе выпрыгивать из машины «если что».
Как минимизировать риски?
Ответ прост и сложен одновременно: не жалеть времени на преодоление КАЖДОГО (даже с виду несерьезного) препятствия.
Если наледь не имеет наклона в сторону обрыва, достаточно засыпать данный участок песком или землей, создавая песчаные колеи под необходимую ширину.
Сыпьте гуще! Материалы для этого можно привезти с собой (сомнительное удовольствие), а можно наковырять на окрестных склонах, если они не покрыты снегом.
Если наледь продолжительная, бугристая, на спуске\подъеме, имеет наклон в сторону обрыва, то выход только один: колоть.
Во льду вырубаются колеи (в идеале с уклоном в сторону горы) под нужную ширину.
Рубить до материка не нужно, проще песком\землей засыпать получившиеся углубления.
На этом фото видна подготовленная для проезда колея.
Коротко о том, как это делается показано в видео:
Click to view
Конечно, в идеале, ведущую машину хорошо бы еще и пристраховать к камням, горе или еще какой-либо опоре, потому, что именно по ней видно на сколько нескользительно проходится препятствие, но, к сожалению, такая возможность есть не всегда, а значит, не забудьте высадить пассажиров.
Что сказать в заключении?
Зимние горы прекрасны! По ним можно и интересно ездить. Но никакие виды и высоты не стоят риска человеческими жизнями! Цепи противоскольжения - это хорошая, нужная вещь, но не панацея на горных дорогах. Не стесняйтесь затормозить колонну, чтобы надеть эти самые цепи, перестраховывайтесь и сыпьте побольше песка, не стесняйтесь развернуться перед очередной стремной наледью, как бы обидно от этого ни было. Думайте, перед каждым следующим шагом думайте, ведь горы не прощают ошибок!