О применении цепей противоскольжения на зимних горных дорогах

Nov 11, 2016 14:28



Ни для кого не секрет, что прошлой зимой мы штурмовали горные перевалы Кавказа. И вот, снова зима, снова снег, мы снова собираемся в горы (только тссс, это пока большой секрет:) ).
Всвязи с участившимися вопросами о целесообразности применения цепей в горных условиях, решила вынести эту тему отельным постом.

Итак, на полноприводном автомобиле, в идеале, должны использоваться цепи на оба моста: и на передний, и на задний.


На передний мост лучше всего подойдет «сота». Она позволяет четко маневрировать, устойчива.


Для заднего моста хороша «лесенка» - менее устойчива, зато лучше гребет.
Увы, цепи недешевы, тяжелы и занимают некоторое место в багажнике, поэтому, если поставить на оба моста цепи возможности нет, ставят «соту» только на передний.
Размер цепей - отдельная песня, они подбираются исходя из ширины, высоты и диаметра колеса, есть еще нюансы с вылетом. Проще всего не заморачиваться самостоятельно с размерностью, а попросить подобрать нужные цепи продавца\производителя, как вариант можно воспользоваться калькулятором цепей, таковой имеется, например, здесь.
Как только цепи окажутся у Вас в руках, не поленитесь примерить их, это реально может сэкономить массу времени и усилий в путешествии.


Сеанс хорового надевания цепей, которые оказались меньшего размера. 1,5 часа на 1 мост усилиями 6-ти мужиков. Проще было примерить дома!
Когда пора надевать цепи?
Как и включать хабы - ДО того, как въехали в феерическую задницу! То есть при первых признаках ухудшающейся дороги: снег, переметы, лед и т.д.
На цепях хорошо ездить по грязи, особенно помогают они на раскисших подъемах, можно прорываться по глубокому рыхлому снегу, но в данной статье я остановлюсь на преодолении ледяных препятствий в горных условиях.


В большинстве случаев лед на горных дорогах образуется из-за таяния снега и стекания горных ручьев, а т.к. температура переменчива и скачет от плюса к минусу все это дело замерзает и образует наледи.
Такой ледяной натек, как правило, имеет наклон в сторону края дороги - в сторону пропасти (т.е. куда стекает вода), а естественные или искусственные ограждения по краю дороги снесены потому, что… ну Вы не первые здесь едете.
Чисто теоретически можно даже попробовать предсказать сколько обледенелых участков Вас ждет впереди, согласно карте - как минимум столько же, сколько ручьев пересекает дорогу. Ведущей машине обязательно нужно обращать внимание на ручьи (в том числе застывшие) на склонах и проверять ногами места, где они пересекаются с дорогой.


Замерзший ручей.


А это то, что стало с дорогой из-за этого ручья.
Такая наледь очень скользкая, по ней даже ходить нужно крайне аккуратно, не то, что ездить. Один из членов нашей экспедиции поскользнулся, упал и на пятой точке покатился угадайте куда? Правильно, в пропасть! Хорошо, хоть затормозить вовремя успел!
Еще одна неочевидная засада: тонкий, не закрепившийся слой снега на льду. Он вроде выглядит «как настоящий», но на деле это просто пороша, которая ботинками и колесами сметается на раз. Это значительно осложняет определение опасных участков.


На льду машину начинает крутить даже на минимальной скорости. Я уж не говорю о том, что ни в коем случае нельзя буксовать, самый маленький подъем может стать преградой, а тормозов нет от слова "совсем". Реально на таком скользком пяточке нужно быть готовым ко всему, в том числе выпрыгивать из машины «если что».

Как минимизировать риски?
Ответ прост и сложен одновременно: не жалеть времени на преодоление КАЖДОГО (даже с виду несерьезного) препятствия.
Если наледь не имеет наклона в сторону обрыва, достаточно засыпать данный участок песком или землей, создавая песчаные колеи под необходимую ширину.


Сыпьте гуще! Материалы для этого можно привезти с собой (сомнительное удовольствие), а можно наковырять на окрестных склонах, если они не покрыты снегом.
Если наледь продолжительная, бугристая, на спуске\подъеме, имеет наклон в сторону обрыва, то выход только один: колоть.


Во льду вырубаются колеи (в идеале с уклоном в сторону горы) под нужную ширину.
Рубить до материка не нужно, проще песком\землей засыпать получившиеся углубления.


На этом фото видна подготовленная для проезда колея.
Коротко о том, как это делается показано в видео:

image Click to view


Конечно, в идеале, ведущую машину хорошо бы еще и пристраховать к камням, горе или еще какой-либо опоре, потому, что именно по ней видно на сколько нескользительно проходится препятствие, но, к сожалению, такая возможность есть не всегда, а значит, не забудьте высадить пассажиров.

Что сказать в заключении?
Зимние горы прекрасны! По ним можно и интересно ездить. Но никакие виды и высоты не стоят риска человеческими жизнями! Цепи противоскольжения -  это хорошая, нужная вещь, но не панацея на горных дорогах. Не стесняйтесь затормозить колонну, чтобы надеть эти самые цепи, перестраховывайтесь и сыпьте побольше песка, не стесняйтесь развернуться перед очередной стремной наледью, как бы обидно от этого ни было. Думайте, перед каждым следующим шагом думайте, ведь горы не прощают ошибок!

экспедиция, путешествие, зима, горные дороги, гололед, УАЗ, лед, ХРЕН13, горы, цепи противоскольжения

Previous post Next post
Up