Оригинал взят у
owl_99 в
Герой Эллады Оригинал взят у
owl_99 в
Герой Эллады Греческий военный летчик сбил самолет противника при помощи таранного удара более чем за полгода до первых таранов, совершенных советскими летчиками в первый день Великой Отечественной войны.
Маринос Митралексис родился в 1920 (по другим данным в 1916) году в греческой провинции Мессения. Летом 1940 года окончил греческую военно-воздушную академию (“Школа Икаров”). Вскоре после начала Итало-греческой войны младший лейтенант Митралексис был направлен в 22 истребительную эскадрилью греческих ВВС, располагавшуюся в Фессалониках.
Самолеты PZL P.24f из состава 22 эскадрильи греческих ВВС на полевом аэродроме.
Утром 2 ноября 1940 года 22 эскадридья Королевских Греческих ВВС, оснащенная самолетами польского производства PZL P.24, была поднята по тревоге для отражения налета итальянских бомбардировщиков. Ни один из восьми (по другим данным их было шесть) взлетевших летчиков не знал, чего ожидать, никто не имел боевого опыта. Всего за пять дней до этого дня Греция была втянута в мировую войну: итальянские войска перешли в наступление на албанской границе, а авиация стала бомбить греческие города.
Недалеко от Фессалоник греческие истребители атаковали формацию итальянских трехмоторных бомбовозов CantZ-1007 из 50-й Группы. Митралексис длинной очередью из пулеметов своего PZL удачно обстрелял один бомбардировщик, который перешел в беспорядочное падение (как стало известно позднее, от огня греческого истребителя итальянский пилот лейтенант Паскуалетто был убит, а остальные члены экипажа пытались восстановить управление и удержать тяжелую машину в воздухе).
Итальянский бомбардировщик CantZ-1007bis, сбитый греческими истребителями в ноябре 1940 года.
В результате атак пилотов греческой эскадрильи два бомбардировщика были сбиты, однако оставшимся удалось выйти на цель и отбомбиться, после чего они взяли обратный курс на базу в Албании. Настигнув одного из уходящих противников - это был CantZ-1007 с серийным номером MΜ 22381 - Митралексис открыл огонь, но в этот раз промахнулся и в следующее мгновение с досадой обнаружил, что у него кончился боезапас… Ведомый Митралексиса, сержант Константин Ламбропулос, так описал то, что произошло дальше: "Я был очень близко к Митралексису и увидел, как он направил свой самолет прямо на итальянца! Это была самая великолепный поступок, который я когда-либо видел!"
Подойдя сзади вплотную к бомбовозу, отважный грек разрушил ему воздушным винтом своего истребителя руль направления, в результате чего практически неуправляемый «итальянец» резко пошел к земле… С огромным трудом экипажу бомбардировщика удалось совершить вынужденную посадку без выпуска шасси вблизи деревни Геракароу. Четверо итальянцев, пошатываясь, вылезли из машины... Но на земле они попали в положение едва ли не хужшее, чем незадолго до этого в воздухе: толпа крестьян, вооруженных ножами и кирками, окружала итальянских авиаторов, явно намереваясь их прикончить. Но тут послышался крик и все увидели греческого офицера небольшого роста в летном снаряжении, который выхватил пистолет и приказал местным жителям не трогать побежденных противников и убираться прочь. Это был не кто иной, как сам Митралексис, посадивший свой PZL P.24 (бортовой код Δ130) неподалеку всего лишь со слегка погнутыми лопастями винта. Он сопроводил четырех благодарных пленников на свою базу. Один из них, Бруссоло Гарибальдо, позднее написал, что греческий летчик представился и дружелюбно пожал руки врагам-коллегам.
Предполагаемый внешний вид истребителя Митралексиса, на котором он совершил таран 2 ноября 1940 года.
Вся Греция пришла в восторг от подвига отважного пилота. Митралексис был повышен в звании и награжден несколькими орденами (он получил «Золотой Орден За отвагу» и, позже - британский «Летный Крест», «Военный Крест», «Золотой крест ордена Св. Георгия с мечами» и «Орден Феникса с мечами»). Картины и рисунки художников, изображавшие славный эпизод, некоторые весьма фантастичные, заполнили газеты и журналы. Таран Митралексиса был даже запечатлен на почтовой марке.
Подвиг Митралексиса поднял моральный дух греческой авиации и армии. Таран на самолёте PZL P.24 повторил 18 ноября 1940 года в районе города Морова Григорис Валканас из 23 истребительной эскадрильи, при этом греческий пилот погиб.
6 апреля 1941 года на помощь Италии, теснимой греками, пришла Германия. После капитуляции греческого генералитета оставшиеся самолеты и летчики греческой авиации, в числе которых был и лейтенант Митралексис, к этому моменту увеличивший свой счет воздушных побед до пяти, перелетели на Ближний Восток и присоединились к силам союзников.
Маринос Митралексис пережил войну, но в 1948 году погиб в авиакатастрофе: его Airspeed Oxford упал во время рутинного полета в южной части Эгейского моря. Бюст отважного летчика, дополненный изображением тарана итальянского бомбовоза, установлен на базе ВВС в Эллинико, Афины.