К вопросу о подготовке и ведении пешей разведки

Apr 10, 2012 10:26

Интересная подборка приказов о подготовке и ведении пешей разведки по 80 и 55 дивизиям из сборника "Русская армия в Великой войне: Военно-Исторический сборник. Выпуск 2".

"В общем, приводимые указания с полной ясностью свидетельствуют о следующем: тот, кто хочет добиться боевых успехов, тот должен прежде всего любить и понимать, как самое дело, так равно и тех людей, с которыми ему приходится жить и служить; это основное условие, в связи с крепкими, простыми и дружными отношениями с офицером и солдатом и истекающая отсюда глубокая внутренняя связь между начальником и подчиненным являются фундаментом всего остального, всякой технической подготовки, всякой отрасли боевого обучения...

Далее следуют обширные отрывки:

"Ближняя разведка ведется полками (батальонами) и ротами.

Сообразно с этим и разведчики делятся на полковых и ротных (они же и батальонные).
Назначение полковых разведчиков - работа на фронте своего полка и в особенности, на флангах своих и неприятельских, а иногда и в его ближайшем тылу, с целью собрать сведения о нем, о местности и о всем том, что может иметь для нас значение. Среднее удаление, на которое могут отходить разведчики от своих частей - до нескольких верст и во всяком случае не далее десяти; удаляться свыше они не могут, как потому, что дальнейшие задачи разведки будут для них уже непосильны, так и потому, что крайне затрудняется связь с выславшим их отрядом; на расстоянии свыше 10 верст разведку ведет конница (дальняя разведка).
Ротная разведка (батальонная) работает на фронте и флангах своих рот и батальонов; цель ее - та же, что и полковой, но гораздо уже и удаление разведчиков от своих частей, значительно меньше, в среднем не далее 1 -2 верст, редко больше 3-х. Это, собственно, самая ближняя, так сказать, боевая разведка и в сущности не столько разведка, сколько подвижное наблюдение за неприятелем и местностью; если полковой разведчик есть настоящий разведчик, то ротный- преимущественно наблюдатель. Этим и следует руководствоваться при выборе тех и других, при определении их числа и при их подготовке.
Основная цель всякой разведки - сбор сведений о неприятеле и о местности известного района. Бой, как норма, - не дело разведчиков и к нему разведке следует прибегать только тогда, когда иными путями поставленной задачи выполнить нельзя. Вообще задачи разведки надо составить умело и осторожно, употребляя разведчиков только но их прямому назначению - розыску и разведке неприятеля, сбору нужных о нем сведений, так как в противном случае мы будем расходовать быстро и непроизводительно этих лучших людей, а между тем возобновление их и подготовка - трудны, так как не всякий человек способен быть хорошим разведчиком, полезным для дела.
Этого прошу никогда не упускать из виду. Если разведка может пробиться только путем боя, то тогда приходится придавать разведчикам поддержку в виде строевой части (обычно от взвода до роты, в редких случаях больше); приданная разведке строевая часть наводится разведчиками на неприятеля в желаемом направлении, завязывает и ведет бой, пользуясь чем разведчики делают свое дело, забираясь по возможности на фланги и даже в тыл неприятеля.
При розыске неприятеля и сближении с ним впереди всех действует конная разведка, которая и собирает о нем сведения. Когда ее работа будет стеснена действием неприятельских передовых частей (сближена), то она сосредоточивает свои усилия на флангах неприятеля, не теряя с ним соприкосновения, а если этого нельзя, то отходит в направлении наших флангов. Тогда на работу выдвигается пешая разведка (полковая), которая поэтому и должна быть наготове впереди и, но возможности, находиться в связи с еще не отошедшей нашей конной разведкой. Когда функции полковой разведки будут, в свою очередь, выполнены, и ее деятельность сделается невозможной, вследствие дальнейшего сближения с неприятелем и действий его боевых частей, то полковая разведка также отходит в направлении наших флангов-обоих или одного из них, как будет указано начальником или же в зависимости от обстановки. Тут уже должна действовать самая ближняя, т.-е. ротная боевая разведка, которая, конечно, должна находиться в связи с полковой.
Обычная и самая важная задача полковой разведки-действия против разведки противника и его охранения, возможно точное определение его сил и расположения на фронте и флангах, изучение способов работы неприятельской разведки, систем охранения и боевого расположения, характера противника вообще, скрытное наблюдение за всем, что может иметь значение для нас, поимка пленных, разведка и изучение местности, безпокойство и тревога неприятеля и т. д.
Задача ротной разведки - уже: разведка охранения противника, противодействие неприятельской ближней разведке и действиям его охранения, разведка ближайшей к нашему расположению местности и неослабное наблюдение за неприятелем. Ротные разведчики-неот'емлемая принадлежность рот и батальонов; поэтому, ротные разведчики должны быть всегда при них.
Действия разведчиков вообще должны быть скрытные, смелые, быстрые и неожиданные для неприятеля; работа их должна идти почти без перерыва с тем или иным назначением,- партиями, очередями (то полковые, то ротные, то и те, и другие одновременно), сноравливаться с характером неприятеля, его обычаями, местностью и настроением местных жителей. Для успеха разведки, помимо заблаговременной соответствующей подготовки людей, вообще необходимо тщательно готовиться, и каждый раз, получив задачу, прежде всего нужно предварительно ознакомиться с обстановкой вообще, а затем с неприятелем и местностью по карте и в поле, подготовить необходимые материальные средства (лодки, брод, плот, палки, бомбочки, лыжи, проводников или язык и пр.); более крупной и важной разведке обычно должна предшествовать одна или несколько более мелких и частичных скрытных разведок.
Затем, надо составить план действий, который должен быть прост и ясен для всех; наконец, скрытое и смелое исполнение венчает дело разведки.
Без такой тщательной подготовки разведка обречена на полную неудачу и ведет только к лишним потерям.
Неориентированность в общей обстановке, незнакомство с расположением неприятеля, его боевыми обычаями и свойствами, незнакомство с местностью, неподготовленность разведки и действия без определенного плана, а равно - вялость, робость и откровенность в действиях в огромном большинстве случаев не даст хороших результатов, а нередко ведет к трате труда, времени и крови. Наоборот, - подготовленная по возможности во всех отношениях разведка, выполненная смело, скрытно и энергично, чаще всего приводит к удаче и более или менее богатым результатам и притом с наименьшими потерями,
Никогда не следует ходить на разведку в одно и то же время, в один и тот же час, в одних и тех же местах и действовать одними и теми же способами, так как неприятель привыкает к этому, принимает свои меры и бывает наготове.
Всех способов разведки указать нельзя, - "всяк молодец на свой образец"; нужно работать, исхитряться в этом направлении, вызывая в солдатах изобретательность, сметку и всячески поощряя инициативу и смелость".


Выбирать людей в полковые разведчики надо с особенной тщательностью и разбором. Начинать надо с начальника команды и его ближайших помощников; выбирать туда способного и склонного к этому делу, смелого и не боящегося риска офицера, ловкого и умеющего в то же время рассчитать и подготовиться, практичного и вдумчивого. Хорошо иметь в команде еще 2-3 офицеров-помощников и заместителей, кроме того, подходящих подпрапорщиков и унтер-офицеров. Солдат надо выбирать из желающих - людей твердых, смелых и ловких; часто случается, что отличные разведчики бывают из охотников, звероловов, из людей неспокойных по натуре, отчаянных и т. д.; мерить разведчика благонравием и обычной солдатской меркой по нашим уставам - никоим образом нельзя. Подобным же образом, но с более пониженными требованиями, выбирать людей и в ротные разведчики.
Команда полковых разведчиков составляется вначале хотя бы из 64 человек (по 4 от роты), но затем, при малейшей возможности, лучше ее усилить вдвое, так как служба разведчиков тяжелая и опасная - приходится чередовать, да и убыль в них бывает большая, а заменить их и возобновить в короткое время - невозможно. Ротных разведчиков иметь по 6-10 человек на роту.
Из всего сказанного ясно, как следует вести и готовить разведчиков, и что именно проходить с ними.
Разведчик должен отлично знать боевое употребление ружья (выгодно, если быстро и хорошо стреляет, умеет колоть без промаха), быть втянутым в продолжительную ходьбу и бег, приучен довольствоваться умеренной пищей, часть которой всегда должен брать с собой; он обязан хорошо помнить местность и применяться к ней, уметь проходить скрыто (иногда ползком) значительные пространства, хорошо ориентироваться, и опознаваться на самой запутанной местности, никогда не терять головы и уметь найти выход в критических случаях; разведчик должен уметь выследить неприятеля, наблюдать его тайком, не теряя из виду, скрытно и быстро подойти и внезапно броситься на него. Разведчику необходимо знать всякие приметы, условные знаки, он должен быть наблюдательным, уметь запоминать важное и нужное, отличать суть от пустяков; нужно учить его умело проходить леса, найти дорогу и тропу, переправу, брод и т. п.; наконец, разведчик должен быть хорошо знаком с ночными действиями вообще, а равно и с действиями в лесах и в зимней обстановке.
Необходимо знакомить его с боевыми охранительными порядками неприятеля, его способами разведки, охранения, укреплений, с формой одежды; правильно определять величину и состав войск, равно - какие он должен уметь сведения нужно добыть тем или иным путем, (от жителей и проч.), какие предметы взять у убитого или раненого и т. д.
Разумеется, разведка должна быть достаточно ознакомлена с обстановкой и расположением наших войск, особенно ближайших к ней передовых и фланговых частей.
Разведчик должен уметь устроить быстро подручную переправу через воду, болото, бросать ручные гранаты, ловко и сноровисто уходить от неприятеля, заметая следы и наводя на свою засаду, поддержку.
Необходимо, чтобы в команде часть людей, хотя бы те, которые могут быть за старших, знали бы употребление карт и планов; желательно, чтобы с ними были знакомы все".

"Нельзя оставаться и совершенно равнодушными к неприятельским работам. Правда, порча и разрушение их не есть прямое дело разведки, но если есть возможность и время, если есть поддержка, то путем известной порчи неприятельских работ (не законченная проволочная сеть, наносной окоп, возводимый с большим трудом, работы с укладкой дерева и т. п.) необходимо наносить, ему тот или иной вред. Поэтому в такие поиски следует брать с собою некоторое количество сапер и известное число рабочих с тем, чтобы порчу неприятельских работ возлагать именно на них; разведчикам же пользоваться этим и выполнять свои специальные задачи".

"Теперь особенно важно для определения расположения группировки неприятеля, захватывать при разведках пленных. Как бы не уходил неприятель за проволоку и окопы, как бы чуток и сторожлив он ни был, но нам нужно непременно изловить пленных на фронте каждого полка, с целью проверить его группировку и дать возможность нашим штабам судить о том, не произошло ли в ней каких-либо изменений.
Надеюсь, что путем засад, высылки групп особо смелых и ловких людей, отлично знающих местность и сторожевые порядки неприятеля, путем неожиданных нападений на его заставы и полевые караулы, наши разведчики поймают пленных. Надо исхитриться и сделать все возможное для этого; больше указывать нечего, так как - "всяк молодец на свой образец"."Рекомендую также заводить сношения и связь с местными жителями, среди которых есть много сочувствующих нам и где можно найти людей надежных, хорошо знающих местность и многое из того, что нам требуется; таких людей нужно щедро вознаграждать, не жалея денег, обеспечивая им личную безопасность; они же могут явиться и деятельными помощниками в нашей борьбе с неприятельскими шпионами".

"В общем: если люди подобраны неумело, или невнимательно, если начальник разведческой команды и его помощники не отвечают своему назначению, или мало интересуются делом, если страдает организационная сторона и чисто техническое умение, если начальство только и знает, что требует от разведки пленных, не считаясь ни с чем, но не ведет дела и не учит по существу, то, очевидно, что и общие результаты разведки не могут быть хорошими. Каждому разведчику в этом случае будет ясно, что сверху дела не понимают, не интересуются, как им самим, так и этим делом; станет очевидным, что его, малоподготовленного и без должного руководства, с легким сердцем выпускают на тяжкую, опасную и ответственную работу, и что, наконец, все это сильно отражается на его же собственной шкуре, которой никто не хочет принять в расчет, и к которой никто не хочет прилить своего сердца. Как же можно ожидать благих результатов при таких условиях и не ясно ли, что каждый разведчик, офицер и тем более солдат отнесугся к делу с таким же невниманием и формальностью? В результате же, разумеется, будет страдать только само дело, да напрасные кровавые жертвы отметят яркий след неумения и недобросовестности".

штаб, Россия, спецназ, 1ww, разведка, история, ностальгия, книги, ссылки, война, 20 век, офицеры, обучение

Previous post Next post
Up