И снова Скрибд принес нежданное сокровище - фундаментальный труд о фехтовании шпагой Мастера Франциско Лоренцо де Рада 1705 года "Experiencia del instrumento armigero espada".
В фолианте больше 700 страниц, но в силу незнания языка и общей невежественности, мое внимание прежде всего привлекли иллюстрации. Их-то я и вырвал недрогнувшей рукой и помещу в нескольких последующих записях.
Книга состоит из 3 частей: в первой автор дает упражнения на отработку перемещений, во второй - уколов и защит, в третьей - сравнивает достоинства своей методики с итальянской школой и иными испанскими направлениями.
Итак, маэстро-де-кампо дон Франциско Лоренцо де Рада (родился в 1660 в Ларедо (Кантабрия), умер в 1713 в Мехико), рыцарь ордена Сантьяго, маркиз де лас Торрес де Рада, хранитель королевской печати (глава королевской канцелярии) занимал высоке должности в руководстве вице-королевства Новая Испания.
В ревизорском документе 1699 года дон Франциско назван главой светской и военной администрации города Веракрус.
Несмотря на столь высокий чин, упоминаний о нем в сети мало.
Вот, например, ценное замечание Дениса Черевичника в старой теме на коикомбат - оно поможет должным образом настроиться на изучение предмета нашего интереса:
"Самый мачистый из всех мачо и самый махистый из всех махо обвешанный навахами,фалконами и кучийо, вряд ли бы успел хрюкнуть в поединке с фехтовальщиком. Фехтовальные элементы появились в ножевых школах - и в испанской, и в итальянской и др. достаточно поздно, практически во второй половине 19 века, когда большинство европейских фехтовальных школ откинило копыта, а шпага стала декоративным и спортивным элементом.
А вот в период расцвета испанской школы - в 17 столетии, когда вышли труды Франциско Лоренцо де Рада,Франциса Антония Эттенхарда(немца,жившего в Мадриде), ножевой бой был преррогативой низших кругов - он был грубый и технически примитивный, с преобладанием силовых техник и размашистых движений. Отчасти это было обусловлено размерами и весом навах - средняя наваха была в пределах 50-60 сантиметров, и весила прилично.
Стилетообразные южные навахи появились намного позже листовидных баскских "бычьих языков". Соответсвенно техника работы длинным узким лезвием была гораздо ближе к фехтовальной.
И ещё один малоизвестный факт - испанская шпага была САМОЙ ДЛИННОЙ ! Шпаги 17 века, которые я держал в руках, были сантиметров на 30 длиннее итальянских. Кстати, это было одним из факторов забвения испанской школы фехтования - вся испанкая техника была построена на геометрии, где пара сантиметров решала жить или умереть, поэтому она так и не смогла приспособиться к изменению длинны оружия в 18-19 веках".
Примем к сведению и мнение Рамона Мартинеса, автора нашумевшей "Демистификации испанской школы", которое он высказал в статье "
"Философия" оружия Иеронима Карранзы": "Несомненно, верным является утверждение, что в некоторых работах последователей Каррансы дестреза достигла значительных высот ненужной сложности - эта тенденция восторжествовала у позднейших писателей, таких как Франциско Лоренцо де Рада".