К ДАЛЕКИМ ХРЕБТАМ ЗАКАВКАЗЬЯ

Feb 07, 2020 20:55


Поздним ноябрьским вечером, когда первый морозец подернул уже успевшую остыть землю, к воротам караула почтовой станции станицы Михайловской подьехала телега , запряженная вислозадым каурым маштаком. Возница с нехитрыми пожитками значился по паспорту государственным крестьянином Тамбовской губернии Семеном Уклеиным. Старший караула урядник Степан Меринов осмотрел все пожитки лежащие в телеге , инструмент явно выдавал в хозяине портного, что собственно и было отражено в документах. Сделав последнюю запись в журнале регистрации проезжающих, Степан промакнул казенные чернила и с нескрываемым удовольствием закрыл журнал. Все, смена закончена, дома ждем жена с вечерним наваристым борщем, да стопка духмяной дымки заботливо сваренной хозяйскими руками Степана. А дымку Степан гнал особую, настоянную на степных травах Хоперского разнодолья, чем и заслужил у станичников особое уважение. Не знал Степан, что эта казалась мимолетная встреча станет предтечей грозных событий которые произойдут спустя несколько лет. …Зима , давно окончены полевые работы , старики греют кости в натопленных куренях ,молодежь карагодится , коротая вечера веселыми компаниями. Уклеин поселился на краю станицы у казака Ивана Моисеева и принялся обшивать желающих .Слух о том, что в Михайловской обьявился добрый портной, облетел станицу мигом. Михайловские казачки первейшие модницы на Хопре, зачастили с визитами в хату Моисеева. Нужно признать, что Уклеин был знатный портной но и языком рассказа и убеждения обладал отменно. Так, долгими вечерами убеждал казаков и казачек, что вера их давно проданная, и что нет никакого Священного писания , нет литургии , не нужно посещать храмы и почитать иконы, отвергал все таинства церкви. Зерно ереси дало свои всходы.. Некоторые прихожане перестали посещать Богослужения и неслыханное дело! Перестали крестить детей. Вот так на Хопер и пришла ересь. Первыми тревогу забили священники . Были отправлены депеши в Епархию, местное духовенство пыталось образумить отступников. Священник Богоявленсокой церкви Яков Ефимьев придя домой к Моисееву пытался его увещевать, но был грубо вытолкан с порога. Дело принимало серьезный оборот. Войсковое правительство принимало решительные меры по искоренению ереси,. Так, отслуживших первую очередь в полку , оставляли без перемены, таким образом служба составляла 8 лет вместо 4-х. Лишали паспортов и чинили всевозможные препятствия. Запрещали занимать общественные должности получать государственные награды. В 1829 20 октября Николай Первый по просьбе Синода издает указ : , Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета: о духоборцах, иконоборцах, молокан, жидовстующей ереси и других, признанных особенно вредными ересях. Государственный Совет в Департаменте законов и в Общем Собрании, рассмотрев выписки из журналов Комитета Министров и представление министра внутренних дел о правилах, предполагаемых в отношении к раскольникам ПОЛОЖИЛ: Для руководства о духоборах, иконоборцах, молоканах, иудействующих и других, признанных особенно вредными ересями, постановить следующее: 1. Всех вышеуказанных раскольников, изобличенных в распространении своей ереси и привлечении к оной других, также соблазнах, буйстве и дерзостях против церкви и духовенства православной веры предать суду. Cуд был скорый и результат один- ‘’ Перевести в разряд государственных крестьян и отправить на вечное поселение на Кавказ’’. И потянулись печальные обозы хоперцев в далекое и неведомое Закавказье. По архивным документам путь занял долгих 3 года. Вот что говорили о тех временах cтарожилы: «Мы шли сюда кто год, кто два, а то и три. Не знали, куда идём, что нас ожидает; шли семьями, с малыми детьми, да с больными. И холод, и голод, и побои перетерпели; шли на верную смерть. Пока передвигались через русские земли, ничего, ещё можно было терпеть. Хотя и встречали нас православные, как людей чужих, отщепенцев, а, все-таки, кое-как кормили; работаешь бывало целый день, как вол, а вечером и есть дадут. А как дошли до Каспия, то хоть ложись и помирай; кругом татарва, хлеба не найдёшь. Вот тогда то, до самого места, где наши сёла теперь, понатерпелись всего. Не дай Бог в другой раз». В 1843 году молоканским поселением в Северо-Восточном Азербайджане стало село Чухур-Юрт. В выписке из архива главного управления наместника Кавказа отмечено, что село «основано в 1843 году переселенцами из Карабагского уезда, Варандинского участка, села Кызыл-Кишлака на урочище Чухур-Юрт в числе 58-ми душ мужского пола, 46-ти женского пола молоканской секты и переселенцами из России». Эти переселенцы были казаками Войска Донского,с Нижнего Дона и Хопра высланными по суду за молоканскую веру. Вначале, в 1830 году, они были поселены в Каспийской области в урочище Кызыл-Кишлак, откуда в 1841 году были переселены в урочище Чухур-Юрт. В Кызыл-Кишлаке за время 13-ти летнего пребывания из-за плохих климатических условий они подвергались тяжёлым болезням, от чего у них была высокая смертность. Из ст Михайловской ,были выселены- : Юрины, Дятловы ,Дирины ,Москвичевы ,Моисеевы ,Кожевниковы. Из Луковской станицы : Булековы, Ссакины, Свихнушины ,Половинкины ,Черкесовы, Лапины, ..Салолматины Из Бесплемянновской: ,Каревы. Молокане стойко переносили тягости испытаний с диким упорством вгрызались в каменистую почву Закавказья создав из некогда пустующих и мрачных мест, среду обитания пригодную для нормальной жизни. Вот так и росли чисто выбеленные хатки огороженные казачьим плетнем . Как правило, хоперцы являлись зажиточными казаками, строго соблюдавшими молоканские каноны. В работах до революционого историка Е. И. Финогенова отмечается, что «все поселения раскольников устроены по образцу деревень и сел внутренних губерний в России. В Ширванском уезде в селе Хильмилли и Чухур-Юрт отбиты по одной улице, на коих указано строить дома. Раскольники тех селений не соблюдают строго правил даже в том, чтобы улицы были прямы. Сельское хозяйство у переселенцев ведётся по принятым правилам их праотцами с тою только разницей, что плодородие земли поселяет между ними ещё большую беспечность, чем прежде в России, ибо дает достаточные урожаи без употребления тщательной обработки и удобрения полей. Кроме того, закостенелость в старинных обычаях, не предприимчивость и отвращение от всякого рода нововведений овладели ими до невероятной степени. Раскольники, поселенные в Каспийской области, ведут себя вообще трезво, скромно, миролюбиво между собою, а главы семейств заботятся о благосостоянии своих жён и детей. Пьянство между раскольниками весьма редко. Раскольники между собою очень доверчивы, но к другим жителям не только не доверчивы, но даже весьма скрытны. Курения и сквернословия, употребления спиртных напитков среди молокан не было, за редкими исключениями. Таких людей на селе называли «босяками», т.е. невоспитанными, бездельниками и лентяями. Большинство семей на селе были хоть и многодетными, но зажиточными, т.к. каждый член семьи работал по 12 - 14 часов в сутки. Дело находилось и для десятилетних детей. В избах всегда присутствовала вышивка или рукоделие, связаное крючком: рушники, наволочки, скатерти, носовые платочки и многое другое. Гордостью невесты являлось приданное, украшенное её собственными руками такими узорами, которые еще не знали другие девушки. Еще одной особенностью молокан было приготовление «молоканской лапши» - тонко раскатанного и мелко порезанного в диаметр спички теста, длиной до 60-70 сантиметров. Тонкая лапша сопровождала молоканскую семью и в дни праздников, и в дни траура. Но главное для всех молокан - это почитание слова Божьего и соблюдения обрядов. Истинному верующему ничто не могло помешать для соблюдения всех канонов веры. Чухурюртцы всегда были дружны между собой, в свободную минуту помогали соседям, любили ходить друг к другу в гости «на чай», так как обязательно находились в дальнем родстве с любым односельчанином. Но ко всем незнакомцам, новопоселенцам или приезжим относились с недоверием, сразу не вступали в контакт, были молчаливыми и неразговорчивыми. Вследствие многолетних гонений на веру, молокане не любили показывать свои чувства, эмоции и религиозные обряды посторонним. Вплотную заняться этим делом мне помог случай ,когда в 2003году ко мне на почту поступило письмо от женщины по фамилии Светлана Юрина она просила подтвердить легенду некогда рассказанную в ее семье. Она заключалась в том, что в середине 19 века их семья была переселена с Дона в Азербайджан. Следы расследования привели меня в РГИА архив Санкт Петербурга где и были обнаружены дела проливающие свет на это далекое и интересное дело. К дальнейшей переписке подтянулись и другие, Дирины Свихнушины которые с нескрываемом любопытством просили рассказать о Хопре, о своей пра- родине, о современных жителях нашего казачьего края. На сегодняшний день потомки хоперцев из далекого села Чухур Юрт стали разьезжаться , кто то вернулся в Россию, кто то уехал в другие большие города. История села Чухур- ЮРТ -постепенно уходит в прошлое. Можно с уверенностью сказать что в очередном деле хоперцев 19 века поставлена последняя точка. ПС. В истории Хоперского края были более трагические и несравнимо большие трагедии связанные с переселением казаков . Но это как говорится, совсем другие истории.
Концов С.Ю. 1.02.2020.


хопёр, казаки

Previous post
Up