Оригинал взят у
cossack_circle в
Казачество - явление уникальное Наш собеседник в представлении особо не нуждается, он давно известен в наших казачьих кругах. Сергей Иванович Рябов один из тех, кто стоял у истоков возрождения Волгоградского округа донских казаков. А для непосвященных поясняем: Рябов - потомственный донской казак, доктор исторических наук, профессор, автор ряда монографий, учебных пособий и многочисленных публикаций по истории Дона, донского казачества и Волгоградской области.
Недавно из-под его пера в Волгоградском научном издательстве вышла солидная книга тиражом 1000 экземпляров, объемом в 750 страниц, с иллюстрациями - «Верховое донское казачество», включающая в себя исторические сведения о станицах, хуторах и их жителях. Учитывая этот факт, мы пригласили автора в редакцию и повели разговор о его недавнем труде.
- Сергей Иванович, Вами проделана огромная работа по восстановлению истории Верхового донского казачества. Объем необычайно большой. Вы обозначили работу как исторические сведения о станицах и хуторах и их жителях. Все это прекрасно. Можно ли, по-вашему, это солидное издание считать энциклопедией?
Улыбнулся мой собеседник, и, подумавши, пояснил:
- Энциклопедия - это, может быть, громко сказано. Хотя, по сути содержащегося там исторического материала и прочих данных, книга может претендовать на уровень энциклопедии. Поскольку в ней даны сведения и по заселению, и по освоению, и по хозяйственному развитию, культуре, образованию донского края. Кроме того, приводятся десятки тысяч имен, когда были построены церкви, кто в них служил, когда были открыты первые школы, кто в них преподавал. Иными словами, по большому счету, книгу можно считать энциклопедией, и это для меня, конечно, лестно.
С другой стороны, это издание позволяет цельно представить наше Верховое казачество как этнос, как особое явление, которое до сих пор не познано и, боюсь, что в силу современных интересов, уже не будет познано. Мы - последние, кто еще может, пусть «белыми нитками», связать предыдущие поколения с нынешним. Так что, если вам показалась, что моя книга может тянуть на энциклопедию, наверное, вы правы. Ее содержание и характер, конечно, энциклопедичен.
- Я отслеживаю фактически всю литературу, связанную с донским казачеством, и вижу там, как говорится, в розницу, отдельные эпизоды, единичные факты, и все это кусками. В Вашей книге огромный пласт, поднятой Вами истории, начиная с доисторических времен. Как долго Вы работали над этой монографией?
- Да, практически, всю жизнь. Я к этому шел с той поры, когда еще готовил кандидатскую диссертацию, а тому тридцать лет, и все эти годы я работаю над историей донского казачества. А непосредственно написание этой книги заняло около пяти лет.
- Прошу прощения за каверзный вопрос - зачем Вам это надо, тридцать лет копать эту историю?
- Знаете, у казаков есть такое понятие - нутро. Вот это казачье нутро постоянно и двигало меня к этой работе. Я не мог не писать, не мог не поделиться тем материалом, теми изысканиями, которые я отыскал в архивах Москвы, Петербурга, Ростова. Если говорить о Государственном архиве Волгоградской области, то я весь его «вылизал» - нашел все, что касается казачества. В том и радость моя, и боль по отношению к казачеству, которое после революции 17-го было низвергнуто, забыто, растоптано, а казак чуть ли не ругательным словом стало.
Моя потребность - не белить казаков, они разные, а показать, что казачество - явление уникальное в российской истории. И то, что я накопил за тридцать с лишним лет, хотел этим поделиться с благодарными читателями, в первую очередь, со своими земляками - казаками. К сожалению, как вы верно заметили, литературы, собранной по какой-то идеологии, теме - нет. Есть отдельные зарисовки, а вот, как казаки здесь появились, как обустраивали всю территорию донской земли, как они достигли такого результата, что их признала Россия, признал мир, об этом нет полной картины. В своей книге я и пытался все это показать.
- Да, уважаемый Сергей Иванович, труд поистине огромный - и по времени и по иным параметрам. Вероятно, кто-то помогал Вам в подготовке этого издания?
- Творчество, скажу вам честно, - индивидуальный процесс. Как вы знаете, были попытки подготовить подобное издание. Но воз и ныне там. Трудно писать «колхозом». Творческий труд предполагает самозабвение и индивидуальность. Мне в этой работе никто не помогал. Подготовка самой рукописи и даже компьютерный набор - все это делал я сам.
- Вы - профессор и донской казак. Полагаю, Вам дороже быть казаком, нежели профессором.
- Вы совершенно правы.
- В таком случае, несколько подробнее, откуда пошли Ваши предки?
- Куст Рябовых очень большой. Люди с нашей фамилией разбросаны по всей области, и не только Волгоградской, но и Ростовской. Около семидесяти станиц нашего региона могут назвать вам эту фамилию. Рябовых можете встретить фактически в каждом округе, в каждой станице. В Усть-Медведицком казачьем округе практически во всех станицах.
Мои родители и прадеды с Усть-Хоперской и Усть-Медведицкой станиц.
- Чем объяснить такой обширный ареал распространения вашей фамилии? Этимологией своей фамилии, вероятно, интересовались?
- Эта фамилия от прозвища «рябой, конопатый». И в нашем роду много было конопатых. А по материнской линии мы Сенины. Мой прадед, Борис Рябов, несколько лет был хуторским атаманом. И по материнской ветви многие Сенины тоже были атаманами.
- Ежели копать ваше родословие, с какого времени род Ваш исходит?
- Уже со времен Петра Первого попадаются Рябовы, а это начало восемнадцатого века. Они-то и расселились в границах нынешних Усть-Медведицкого, Хоперского и Второго Донского округов. Семьи были большие, у моего деда по материнской линии двенадцать детей было.
- Сами где родились?
- В хуторе Пронин Серафимовичского района. Вся ранняя жизнь моя прошла в том хуторке.
- Сергей Иванович, просматривал я Вашу книгу, в первую очередь интересовался теми станицами, которые хорошо знаю. Не кажется ли Вам, что некоторые станицы,
или, так именуемые ранее, казачьи городки, Вы значительно омолодили? И примеров тому немало.
- Этот вопрос спорный. И ответа на него точно дать никто не может. Заселение донского края я бы сравнил с небольшой степной речушкой. Весной, в половодье, мы видим все русло реки, а летом - небольшое озерцо. Так и история казачества. На тех станицах, о которых мы говорим, я ссылаюсь на письменные первоисточники, где они впервые были упомянуты. Понятно, что тот или иной населенный пункт возник раньше или позже, это вне сомнения. У меня, как профессионального историка, нет оснований утверждать конкретно, в каком году зародился тот или иной казачий городок. А то, что попадало в царские документы или в списки воевод, они и фиксировали то, что имело место на тот период времени. Зачастую казаки скрывали свое местоположение. Как вы знаете, отношения между казаками и правительством были сложные, даже, временами, враждебные. Вот почему скрывали правду о том, где находились казаки, сколько их и когда появились городки, дабы их не разрушили. Были даже случаи, когда правители давали наказ купцам - выступать в роли лазутчиков и информаторов, чтобы те могли добывать необходимые сведения. Все пограничные казачьи городки не единожды меняли свое местонахождение, часто сливались, когда из двух-трех появлялся один.
Но однозначно, подавляющее большинство ключевых городков возникли сразу после смутного времени. А это 1610-1615 годы, начало семнадцатого века. Причем, многие документы сгорели, пропали, поэтому исторические сведения сохранились в основном, только с середины 17-го столетия.
- Каждое историческое произведение требует немалых усилий. В чем заключалась сложность при подготовке этой книги?
- В том, что нет основных фондов, где содержится централизовано весь материал. Приходилось по крупицам собирать отрывочные сведения, а они порой противоречат друг другу. Многие документы в массе своей не сохранились, они были уничтожены. Особенно это касалось персонального состава казаков. Я пытался показать казачьи рода, которые посещали церкви, сведения об атаманах, священнослужителях. В лучшем случае, сохранилась десятая часть того, что должно быть. Богатые сведения хранят Метрические книги, но многие из них по ряду причин не попадали в Донскую епархию.
- На вашей книге означено «Верховое донское казачество». Будет ли продолжение о Низовом донском казачестве?
- Меня просил об этом и войсковой атаман Гончаров. У меня очень много материала по этой теме, но я не хочу сейчас браться за это. По Верховым еще не все завершил. В настоящее время по договоренности с нашей епархией готовлю описание всех благочиний. А их было десять на территории нынешней Волгоградской области. Все это будет в новой книге.
- И все же, не будем исключать, что Вы не ныне-завтра придете и к Низовому донскому казачеству…
- Поскольку мне ближе и роднее Верховое, я сам-то из него, нужно сперва свое показать. Многие вопросы еще не решены. На сегодня я уже завершил работу по территории юртовых станиц Усть-Медведицкого округа на картографической основе. Думаю, до Нового года управиться и с Хоперским округом.
- Сергей Иванович, и в завершении нашей беседы. Надеюсь, наши казаки заинтересуются вашей книгой, где и по какой цене можно ее приобрести?
- Издательская цена книги по себестоимости 1500 рублей. Будет она продаваться и в «Казачьей гамазее». Будет отлично, если эту книгу закупят по минимальной цене непосредственно в издательстве на казачьи округа, на станичные казачьи общества, в районы. Хотелось бы, чтобы она в обязательном порядке попала в каждую школу, в библиотеки. Если подросток прочитает ее, а она написана вполне доступно, чтобы понять историю казачества, то, поверьте мне, с этого и пойдет реальное возрождение нашего казачества. Пока же нет знаний, говорить о его возрождении не приходится.
- Сергей Иванович, благодарим за Вас, за этот глубокий и интересный разговор.
* * *
И ВЕДЬ тысячу раз прав профессор и родовой донской казак Рябов! Если мы действительно хотим сберечь добрые традиции предков своих, знать свое славное, но и трагическое прошлое, оставить в истории память о себе, нужно, чтобы не только мы сами, но и дети наши, и внуки как можно больше знали о таком уникальном явлении, как казачество, о том, кто мы и откуда.
Слава Богу, не перевелись еще в наших рядах казаки-фермеры, а сколько предпринимателей, руководителей разного ранга, заинтересованных в службе казаков! Почему бы им не проявить свое благородство и не поддержать станичные казачьи общества, казачьи классы, кадетские корпуса, купив и подарив им это отличное издание? В каждом районе, при желании, можно отыскать несколько десятков тысяч рублей на приобретение этой книги и сделать так, чтобы она стала доступной как можно большему числу казаков. И смене, идущей за нами.
С гостем беседовал
Владимир Весов.
Фото автора