В продолжение старой статьи
о грязи природной и человеческой.
Собственно хотелось бы подумать над тем, почему у нас так грязно по сравнению с "цивилизованными" странами. Не сказать, что я кушать не могу, чтобы не подумать о мировой ситации - всё гораздо проще. :) Сегодня с утра первый раз за год попал под серьёзный дождик - да, в апреле даже в Сибири бывают дожди - и собственно даже такая тривиальная вещь, как дождик, сподвигает меня на мысли не просто о грязи и воде, а как быть и что с этим всем делать. :))
Если посмотреть практически на любую городскую улицу, то в большинстве случаев нижняя точка улицы будет находиться... на проезжей части. То есть в случае минимального дождика бОльшая часть воды будет стекать именно на дорогу, и по ней уже нестись куда попало. В это же самое время загородные дороги - трассы - в большинстве случаев подняты над окружающим рельефом. Вот, например,
дорожки в Забайкалье на примере прошлогодней нашей экспедиции - даже в сёлах, как правило, с дороги вода сбегает в окрестные канавы. Но в городах - всё ровно наоборот.
Не знаю, чем руководствуются наши дорожники - пусть они сами и объяснят, если смогут - но факт остаётся фактом, основная часть воды в городе попадает на дорожное полотно, причём делается это вполне сознательно. Может быть, дороги выполняют роль ливневой канализации... не знаю. Но, как вы понимаете, дорогам это совсем не помогает, а ровно даже наоборот.
Вода на дороге это как минимум - грязь. Все отходы жизнедеятельности человека вылетают на дорогу, где их особо никто не убирает, машины растаскивают и расплёскивают друг на друга и на окружающих пешеходов. Причём если в больших городах в основном грязюка от людей, то в маленьких - или просто зелёных - от природы; чем больше в городе зелёных насаждений, тем больше природной пыли и грязи дождями вымывается на дорогу. Если бы дороги служили водоразделами, как те же самые междугородние трассы, то природные "отходы" оставались бы в пределах зелёных насаждений, но в городе законы физики беспощадно вымывают земельку из лесопарковой зоны на проезжую часть.
Я уж не говорю о том, что вода на проезжей части - это капец дороге. Учитывая подленькую особенность воды расширяться при замерзании, в отличие от всех остальных материалов, и того же самого дорожного полотна каждая капля воды в микротрещинах на дороге - это мини-бомба. А у нас в стране с её континентальным климатом - читай большими дневными колебаниями температуры - любое межсезонье означает переходы через 0 практически каждый день в течении нескольких месяцев. Наши зимы с большими минусами не так страшны для дороги, как эти температурные качели, когда днём дорога нагревается до плюсовых температур и вода в ней тает, превращаясь в жидкость, забивающаяся во все щели, а ночью всё замерзает, и вода, превращаясь в лёд и расширяясь, как домкратом разламывает все те щёлочки, куда затекла днём.
Но мы по-прежнему будем строить и эксплуатировать дороги, которые собирают на себя всю воду в округе.