Про советское наследство и креативность

Feb 27, 2013 15:28

Недавно вернулся из очередной командироффки - в Сталинград Волгоград - и снова собираюсь, на сей раз по северу европейской части страны. Снова по промышленным объектам, как бы странно это не казалось в современной России; ежжу-ежжу, а конца-края этой клятой промышленности всё не видать. О чём и хотелось бы поговорить.

Конечно, кое-какая промышленность у нас была и до революции; скажем, как-то же построили Транс-Сибирскую магистраль, и её обслуживали, благодаря чему у нас Сибирь не является отсталостью типа какой-нить Канады, а вполне себе промышленный регион; скажем, бомберы СУ-34 делаются у нас в Новосибе на Чкаловском заводе, а новомодный ястребок 5-го поколения - вовсе в Комсомольске-на-Амуре; без ЖД такой промышленности не поднять... хотя существует исключение - Норильск - но это скорее уникум.

Ну так вот. В до-революционное время у нас что-то было построено, но основательно разрушено в годы 1-й Мировой и особенно Гражданской... А уж про современность и вообще молчу - где вы видели новые промышленные предприятия? Их число исчезающе мало, хотя они и есть - в штучном количестве.

То есть как-то так неполиткорректно получается, что подавляющее число промышленных объектов - любого типа - в нашей стране построено при проклятых большевиках. Заводы, дороги, порты, трубопроводы, электростанции - практически всё, что жизненно важно для существования государства и общества, построенно именно при советской власти. Значительная часть объектов была с тех пор модернизирована, но часть как была, так и осталась.

Взять железную дорогу. Работа её была, конечно, модернизирована - нельзя не признать, что в кои-то веки поезда сейчас ходят по расписанию. Но по развитию дорожной сети современная, вооружённая лазерами и роботами компания РЖД отстаёт не то что от большевиков - от лапотной дореволюционной России. За 25 лет построено 7 тыщ километров дороги через дикий сибирский край - а сколько построено в современной мега-инновационной России за схожий период?..

Был я совсем недавно на Волжской ТЭЦ, о чём уже писал. С советских времён энергетика толком не развивается по всей Волгоградской области; разве что ввели недавно "новый" котёл как раз на той ТЭЦ, где я был, и шо ви таки себе думаете?.. На самом котле сэкономили по полной программе, а на вырученные деньги... построили административное здание. А больше негде деньги взять на развитие.

Вообще такая картина практически по всей стране - где побывал, а побывал я немало где. Относительное безбедное существование - то есть финансирование хотя бы основных фондов - наблюдал только в Газпроме, и то - только в регионе добычи в Надыме, а на газопроводных участках, в Краснодаре и особенно в Махачкале (где в основном транзитят покупной в Азербайджане газ) - почти та же голота, что и везде. А ведь это - кормушка для всей страны...

Как-то так повелось с перестроечных времён, что современный человек воспринимает минимальный для пост-советской России уровень жизни как само собой разумеещееся. И медицина у нас плохая, "не то что там у них" - пофиг, что у нас для всех, а "у них" - только для богатеньких буратин. И электричество в розетке берётся само по себе, и вода - тоже; платить за ЖКХ - увольте! За что там вообще платить, это же всё чиновникам в карман! А то, что там работают какие-там люди, причём зачастую без выходных и всё такое, и они тоже хотят кушать - зачем об этом знать продвинутому юзеру? Не будет света в розетке - купим у кого-нить, фигли. На фуре привезём контейнер света и пару бочек воды.

Я постоянно пишу на тему того, что главная беда современного человека и общества - отсутствие системного подхода к чему бы то ни было. Даже, как ни странно - к процессу жизнедеятельности общества. Мы с вами вроде бы уже пережили период, когда каждый был вынужден как-то самолично выживать во враждебном мире - но товарищи либеральные экономисты нас туда загоняют снова и снова, уповая на пресветлый рынок. Причём как-то так получается обычно - почти всегда - что от этих либеральных действий новых возможностей не прибавляется, зато проблем - прибавляется. Например, развалили старую советскую систему водоочистки - зачем нам это большевистское отродье! - и как попёр бизнес чистой воды! А уж простому человеку как хорошо стало - не в сказке сказать, ни бульдозером убрать.

Разрушили систему городского транспорта и выпустили на дороги бешеные шансон-вагены - маршрутки; тоже отличный демократический выбор! Хорошо ещё, не удалось в 90-е до конца угробить метро, где оно было, а то совсем было бы хорошо в городах-миллионниках. Зачем выдерживать расписание и следить за системой - можно просто уповать на "свободный рынок" и загонять народ в смердящие Газели. Так - проще. Но лучше ли - нувыпонели.

Про заводы и их полезность для жизни уже писал много раз, как раз сегодня свежая статья от domestic_lynx подоспела - Зачем нужна индустрия. И правда, зачем - там никакой креативности, один сплошной дым и вообще почти что тоталитаризм. Зачем делать автомобили-самолёты-что-угодно, мы лучше будем креативить и пользоваться утончёнными западными технологиями, а откуда берутся деньги на их покупку - это неважно. Нефть продадим - купим. Только вряд ли средний обыватель понимает, что нефти мы экспортируем как карликовая арабская страна, при в разы больших затратах на её добычу и транспортировку - зато жить он хочет даже не как араб, а как европеец. Который своё право жрать в три горла не только на примере промышленности отстаивает, но в том числе и гуманитарными бомбёжками Африки и Азии, наркоторговлей и угроблением конкурентов.

Зато мы будем обрушиваться на нашей советское прошлое, и стыдиться собственного наследства - оно же такое топорное и не-утончённое. И дороги у нас корявые и в ямах, и заводы все в дыму и копоти, и машины - вёдра с гайками. Так давайте всё это порушим и будем жить как в Германии, при ста сортах колбасы. Правда, в рынок сотня миллионов россиян не впишется - если закрыть один АвтоВАЗ, миллиончик-другой народу вымрет, а сколько таких ВАЗов по стране стоит, мешает свободе и демократии.

У меня работка не сказать, чтобы сильно креативная, но в общем достаточно творческая - всё-таки разработка и принятие решений, а про обучение и вовсе молчу. И тем не менее прекрасно вижу, что без совершенно быдляческих энергетики, сантехники и связи нам не обойтись. Они без нас как-нибудь проживут, а вот мы без них - и всех вместе, и каждого по отдельности - не сможем ровным счётом ничего. И это повод смотреть на них как на людей второго сорта? Что-то в этой логике не так.

Как показывает исторический опыт, на изучение которого я всё время намекаю, наша топорная т-34 проигрывает немецкому "тигру" или "пантере" практически по всем статьям; но в итоге почему-то не Тигры в Москве, а ровно наоборот. То же самое и с ВАЗом и Мерседесом будет, я гарантирую это. Только правильное руководство нужно, чтобы использовать инструменты по назначению, а не забивать гвозди мелкоскопом. И обывателю надо переставать слушать вражеские голоса, а жить собственным умом.

размышления, политика

Previous post Next post
Up