Про массовость культуры и фольклор

Oct 14, 2012 15:47

Сегодня опять поговорю про культуру, а не привычную политику - тем паче, что темы связаны.



Нас, фольклористов, часто упрекают в сектанстве (да что говорить - мы тут сами друг друга часто в этом же упрекаем :) ) - типа поют бабкины песни и пляшут какие-то там танцы-шманцы, убежали от реальности и сидят такие красивые в своём уютном мирке, а типа помочь голодающему Поволжью современному человеку это мы пас; на хромой кобыле не подъехать и всё такое. И поэтому нас так мало, и культуры в народе всё так же нет, и никто не знает своих корней.

На самом деле, конечно, дело не в бегстве от реальности, и уж конечно не в "элитарности" - основная проблема фольклора как массового явления, на мой взгляд, состоит в индивидуальности подхода к человеку - при всей своей подлинной массовости народная культура не является... масс-культурой. Вот такие вот парадоксы языка, но тем не менее.

Фольклорные ансамбли и прочие образования (хоры, клубы и тд) во многом напоминают семью - здесь все свои; зачастую у людей, которые туда приходят, даже круг общения меняется. Это не сектанство - это просто другой уровень общения - не "забухать вместе по пятницам", а что-то совсем другое; у каждого своё. И уровень вхождения в такие ансамбли зачастую невысок - есть, конечно, и снобские кружки по интересам (не будем показывать пальцем), но есть и натуральные клубы, куда зовут буквально всех подряд - даже у нас в Академе знаю как минимум три таких; правда, один из которых создан на этой неделе. Как правило, ни отборов, ни кастингов в такие банды нет - пришёл, посмотрел, понравилось - остался, не понравилось - ушёл; могут и тебя "уйти", конечно, но такие случаи достаточно редки.

Войти в народную культуру может любой, стоит только захотеть и минимально озаботиться; наверняка в вашем городе найдётся какая-нибудь банда, которая если не сама примет, то подскажет, куда обратиться. Не факт, что там вы встретите высокохудожественные произведения или аццкий профессионализм, но повариться в народной культуре сможет практически любой. Это показывает, что народная культура - не элитарная, а массовая.

А вот почему она при этом не масс-культура в её современном смысле - это уже вопрос идеологический и, если на то пошло, коммерческий.

В народе под "народной музыкой" принято понимать нечто, к народной культуре не имеющее отношения, и тем не менее весьма популярное - т.н. "русская народная культура" имени Кадышевой, Бабкиной и хора имени Пятницкого. Я про это дело давно пишу. Культура это действительно массовая, и как раз потому, что является масс-культурой в классическом понимании этого термина - про неё все знают и она сама себя воспроизводит.

Как можно отличить "народную" культуру от народной без кавычек - вторая предназначена в основном для себя, а первая фактически всегда - для зрителя. Фольклорные песни поются людьми для собственного, если хотите, удовлетворения, а "хоровые" - для массовых мероприятий. Понимаю, что многие люди ходят в "народные" хоры именно по собственному желанию, но суть у них такова - нести "народную" культуру со сцены. А фольклористам на эту сцену в общем-то пофиг, они и сами с усами.
Вот, прямо сейчас наша банда что-то загорелась идеей выучить украинский духовный стих, который на Томском Этнофоруме пели киевские "Божичи" - хотя там слова такие мрачные (как и положено для духовного стиха), что фиг где его исполнишь - народу-то зачем про смерть и размышления, ему ж "тили-тили" надо. И тем не менее - учим. :)

Народная музыка "без кавычек" тоже сама себя воспроизводит, только базис у неё небольшой - из одного ансамбля (клуба, образования) может выйти 2-3, иногда 10 и больше - но на это уходят годы и десятилетия. Тогда как масс-культура есть уже здесь и сейчас, и кажется, что с этим уже ничего не поделать.

Масс-культура потому и массовая, что её весьма активно поддерживают на разных уровнях. Поп-культура размножается коммерческим образом - на ней богатенькие дяди деньги делают; "народная" музыка пользуется поддержкой государства, там целая система выстроена, с училищами, степенями, грантами и государственным финансированием - в общем-то деньги там крутятся относительно небольшие, но у фольклористов и таких нет.

Но главное - "народная" культура через свою Систему выпускает специально обученных спецов, которые потом профессионально занимаются несением оной в массы - у некоторых это вызывает определённый баттхерт, и тем не менее факт остаётся фактом - распространение "народной" культуры поставлено фактически на промышленную основу. А фольклористы - это кустари-одиночки, вот и сложно им противостоять Системе.

Как с этим бороться - даже и не знаю. Есть два пути, креативный и деструктивный - распространять свою культуру или рушить другую. В общем-то я выбираю первый, по понятным причинам - не надо уподабливаться нашим заокеанским друзьям и их ваххабитским союзникам в деле отрицания чужой культуры, надо свою поднимать на такую высоту, чтобы им доплюнуть было сложно.

Вроде бы ничего нового не написал, казалось бы - зачем бумагу и интернет переводить? Лишний раз считаю нужным указать, что играть на чужом поле по чужим правилам - не наш метод. Печально наблюдать, как толковые люди уходят в ересь "русско-народности", и превращаются из союзников в лучшем случае в статистов, если не в противников. Увы.

ЗЫ: на Томском Этнофоруме пообщались немного с Сергеем Старостиным, известным фольклористом из Москвы - он рассказывал кое-что о Бурановских бабушках, с которыми ему удалось пересечься ещё до их засветки на ТВ и уж тем более до Евровидения. Его тоже коробит от перерождения народной культуры - говорит, что даже когда они пели Битлов и Бутусова на удмуртском, это было живое творчество, но когда "камон эн дэнс" пошёл - это уже всему противоречит, и их культуре - в том числе. См. тут, с 9-й минуты: http://vk.com/videos-42170455?z=video-42170455_163306536%2Fclub42170455

размышления, народничество, культура, фольклор

Previous post Next post
Up