Первый день Томского Этнофорума - 7 сентября 2012

Sep 11, 2012 15:30

Дисклаймер - память на лица, имена и названия у меня плохая, могу местами врать - поправляйте, если что; исправлю.

Хотя Томск и близенько от нас - по сибирским меркам соседний город, 250 км всего - но добираться до него приходится через весь наш городишко; что само по себе делает поездку вдвое труднее.


Фестивальные мероприятия начинались в 11 утра, и, чтобы не ночевать лишний раз, мы поехали с утра; выехали в начале 7-го утра. И сразу же попали в пробку - да, теперь и у нас в пятницу с утра бывают пробки; причём утро - это 6:45. Жесть просто. В итоге в Томск мы приехали изрядно варёными - почти все плохо спали в ночь отъезда, а тут ещё пробки и затянутая дорога. Думали, что как-то удастся отоспаться в процессе фестивального дня.



Отоспаться на Этнофоруме? Бгг.
Сходу с колёс попали на начало конференции "Традиционная культура и современные формы патриотического воспитания в городской среде". Конечно, тему не прочитали, и просто давай обниматься со старыми знакомцами, которых набилось со всей Сибири и даже немного из-за её пределов.



Конференция началась



Зрители и участники конференции

После небольшого пленара (так в программе написано, а чё эт такое - не знаю, мы универов не кончали) дело перешло к представлению коллективов, которое вёл тов. Асанов, знакомый нам с дедства.



Представляются "Бастеньки" из Усть-Каменогорска, Казахстан. Традиция бухтарминских "каменщиков".

Не обошлось без конфузика - про нас слегка забыли, и мы сами прорвались на сцену представляться. Ведущий, дядя Слава Асанов, нас даже вспомнил, но в общем-то времени нам почти не дали, и после первой же песни всех погнали на обед. В принципе мы понимали, что заявились на фестиваль в последний момент (менее чем за 2 недели до начала) и нас вполне могли не включить в списки, так что не обиделись; но тенденция прорываться на сцену с боем нас преследовала почти весь фестиваль. :)))

Затем пошли на обед - а коллективы все были в костюмах; так в костюмах и пошли. Вообще одна из отличительных особенностей Томского Этнофорума - в постоянном слонянии коллективов в народных костюмах по всему городу. В целом это тема отдельного разговора или статьи - мы привыкли бережно относиться к костюму и, скажем, есть в костюмах для нас напряжно - а ну как заляпаем... привыкли уже к этнографическому костюму, бережём его; большинство же фестивальных коллективов относится к костюму как к чему-то повседневному; в этом есть определённые идеологические отличия. Я был в семейском костюме, и специально для этой поездки взял этнографический пояс, который мне подарил запевала знаменитого большекуналейского квартета А.И.Рыжаков; таскать его по пыльным улицам было как-то немного не комфортно. Но что уж делать... :)



Идём на обед по набережной Томи. В кадре "Полынь", Сергей Старостин, двое из "Поселенцев" (Е-бург), командир киевских "Божичей", диффчонки из Омска, Бастеньки (Усть-Каменогорск, РК), а также их куратор. Совершенно рядовой кадр форума.

Пока шли по набережной, попали в лапы какой-то свадьбы - там у них одно из мест клубления свадебных процессий. Спели им величальную песенку и сфотались вместе - вот вам и проникновение народной культуры в современность.



Проходя мимо, спели песенку молодожёнам

Затем после обеда всех участников Этнофорума ждало самое безбашенное мероприятие - "Следующая остановка", в просторечии - "Трамваи". Коллективы просто ходили по городу, залазили в первый попавшийся транспорт, и там давали импровизированный концерт:



Мы с "Традицией" из Болотного трамваимся

image Click to view



Мы прокатились на трамвае и двух троллейбусах; в общем-то народ воспринимал происходящее вполне позитивно, что видно на видео. За всё время безумных покатушек только двое как-то негативно среагировали, а положительных отзывов было на пару порядков больше. :) Небольшой косяк организации - с собой не было раздаточного материала - флаеров - так что заинтересовавшихся приходилось отправлять к куратору, который на пальцах объяснял, где можно посмотреть на Этнофорум в более традиционных условиях, без грохота и качки.

Оч много времени провели на ногах - в транспорте и в переходах между ними - зато показали куче простых горожан прямо на улицах, что такое народная культура.



Мы с "Традицией" топчемся по центру Томска. В гражданском - наш куратор и гиды-экскурсоводы. Только что мимо нас пробегала наглая белка.

Затем на этих же троллейбусах с песнями приехали в Лагерный сад, где нам показали и рассказали, чего тут да как. Вид на Томь тут хорош:



Вид на Томь из Лагерного Сада

В этом месте мы дождались ещё двух таких же трамвайных групп, и оттуда пешочком двинулись в органный зал, на следующее мероприятие фестиваля:



"Поселенцы" и девушка из Нижнего, видимо, увидели зебру.

Пришли всей толпой в Органный зал, где состоялась Битва Гармонистов. Изначально всё походило на обычный концерт, но в общем-то всё прошло неформально.



Органный зал Томской филармонии



Сергей Старостин ведёт Битву Гармонистов

Слегка напрягло то, что С. Старостин вышел жюрить Битву в маечке и вообще не по парадному; но в целом всё прошло хорошо - заигрывавшихся быстренько и незаметненько тормозили, скучно не было, даже таким противников гармошки как инструмента, как я. Хотя, конечно, такой зал под гармошку отдавать при наличии большого числа акапелльных коллективов - это варварство, такое моё мнение. ;) (Да, я не люблю гармонь, ни в каком виде).

После Битвы Гармонистов должны были состояться камерные концерты под общим названием "Этногриль" - в кабаках г. Томска, причём в одном из них живой музыки вообще никогда не было. Нам не хотелось остаться в стороне и я попытался прорваться на один из таких концертов, даже несмотря на косые взгляды изрядно уже подуставшей банды - но оказалось, что все билеты проданы местов нет, зато можно поехать на запись ток-шоу на телевидение. Легко - и вот мы уже понеслись на запись передачи "Естественный отбор" на местную телекомпанию "Восьмой день".

Передача сама по себе получилась интересной, хотя наверняка её порежут: в некоторых местах ведущий откровенно троллил приглашённых экспертов, и случались заминки. Но вообще всё прошло на одном дыхании, без дублей и заготовленных реплик. Наша банда выступила практически единым фронтом (Иван даже упомянул этот бложег в качестве примера популяризации фольклора :)); я там задвинул речь, повторяющую одну из своих статей (ещё в ансамблевом блоге), и мы спели песню. А вот "Традиции" из Болотного, с которыми мы как-то так постоянно пересекались весь фестиваль, выступить толком и не дали - хотя их руководительница и сказала пару слов.



На томском ТВ: ведущий программы, дядя Ваня, и парень из Болотного ("Традиция").



Мы на томском ТВ

image Click to view



Затем приехали в злачное место размещения коллективов - санаторий Энергетик. Этот бесконечный день так и не хотел заканчиваться - молодёжь устроила вечорку прямо в холле второго этажа, где мы и жили - так что кое-кто из наших несознательных личностей не смог уснуть и хороводился до 4 утра. А с утра уже снова надо было вскакивать и в ужасе нестись дальше фестивалить. Вспоминаем сову из начала статьи...

Как ни странно, но здоровья хватило. Хуже всего было ногам - у нас обувь в основном концертная; скажем, у меня сапоги меньше на пару размеров, чем нужно, и в них долго находиться просто тяжело; а уж когда надо много ходить... В общем, наши ноги организаторам руки бы не пожали. Будет наука - ездить в Томск только в удобной обувке.

К сводной странице Томского Этнофорума

фоторепортаж, концерты, "Полынь", поездки, размышления, фестивали, фольклор, коллективы

Previous post Next post
Up