<<< К сводной странице экспедиции <<< Продолжаю описание завершённой на днях экспедиции в Забайкалье. После феерического
первого выезда в Калиновку удалось попасть туда второй раз.
Накануне не было уверенности, что мы вернёмся в Калиновку - всё-таки это два с лишним часа дороги от Куналея, и у нас оставался последний день перед переездом на Чикой. Если бы в этот день у нас выпали встречи с куналейцами, или запланированный заранее выезд в Куйтун (по следам
Экспедиции Восход, кстати), то туда бы мы, скорее всего, уже не успели бы. Но так совпало, что куйтунские бабуси разболелись, а куналейцев всех забрали в плен развлекать туристов, или что-то вроде того. Так что мы, узнав такие новости, снова взяли лапы в лапы и погнали в Калиновку опять.
Туманное утро в Куналее, перед выездом. Маша (которая баба Зина) что-то уже рисует
Иванова Валентина Елуповна у своего дома в Калиновке
Кушнарёва Нина Тимофеевна (1946 г.р.) у дома сына, где сейчас живёт
Петрова Роза Аркадьевна у своего дома (где мы провели этот день)
Кушнарёва Степанида Петровна (1940 г.р) у своего дома
Из
альбома Ксении Владыкиной; там больше таких фотокарточек.
Теперь - про историю села. Откуда взялось название Калиновка, вроде бы очевидно; но нет. ;) История началась в 1930-х, когда Большой Куналей достиг своего пика в 2000 семей. Это только кажется, что вокруг завались земли; но это же деревня, там вся земля поделена. В сторону Тарбагатая семейские двигались давно (скорее даже наоборот); а вот в обратную сторону долгое время не получалось; за горками начинались уже бурятские кочевья (мы же находимся в Бурятской АССР), и там селиться не дозволялось. В итоге куналейцы собрали ходоков и отправили их ко всесоюзному старосте
Калинину, МихалИванычу. Он разрешил передать эти земли семейским, так и возникла Калиновка. Почему не Калининка, вопрос остался открытым.
По прямой тут 20 километров до Большого Куналея, но там такая дорога, что все ездят в обход, за 80 км, через федеральную трассу. Первые переселенцы шли сюда напрямки, через горки и лес, пешком.
Недалеко находится деревенька Сутай (родина бабушки Степаниды), уже почти вымершая, осталось 18 домов. Она была заселена выходцами из Куналея ещё раньше Калиновки; как получилось там договориться с бурятами, мы не узнавали. Хотели до ней доехать, но не успели.
Сперва заехали к Нине Тимофеевне, хотели посмотреть её наряды, которые она собиралась нам показать в её доме. У неё полгода назад умер муж, и она переехала к сыну, а в тот дом ходить вообще не хочет; еле собралась, ради "комисии из Новосибирска".
У дома бабушки Нины; она хотела поехать домой с внучкой; которая, кстати, закончила НГУ; а наш ансамбель в прошлом назывался
ФА НГУ.
Но бабушка Роза затребовала нас всех к себе; там уже был накрыт стол, и поход за старинностями сорвался. Сход начался фразой Розы Аркадьевны "Ну что, волчья стая, что выть будем?"
К бабушкам присоединился муж Розы Аркадьевны; хотя он и не подпевал, но активно участвовал в обсуждениях. В частности, подробный рассказ о истории села - именно от него.
Слева направо:
Петрова Роза Аркадьевна
Кушнарёва Нина Тимофеевна (1946 г.р.)
Кушнарёва Степанида Петровна (1940 г.р)
Иванова Валентина Елуповна
Иванова Валентина Елуповна; зарисовка Марии Владыкиной,
больше - тутРоза Аркадьевна родом из села Алтачей (где мы ранее
бывали в 2013-м году), и сохранила наряд этого села. В него мы тут же нарядили Олесю:
Прощаемся с Калиновкой; бабушку Степаниду уже увезли домой
Атаманша калиновских, Кушнарёва Нина Тимофеевна (1946 г.р.)
You can watch this video on www.livejournal.com
Наутро мы покинули гостеприимную Бурятию и двинулись дальше, в сторону Чикоя; об этом - в следующих сериях.
>>> Про дорогу в сторону Мензы >>> <<< К сводной странице экспедиции <<<