Продолжаю вчерашнюю статью о русской музыке; уж на что она получилась обидной и безрадостной, но это всё только цветочки. Сегодня - больше смыслового анализа современной музыки и культуры в целом.
Понятно, что обличать культ-работников в ужосах современности - войнах, эпидемиях и снежных буранах - как бы нелепо; бенефециары всего этого - явно не они. Но они как минимум - соучастники.
Мне думается, это не совсем так. Люди искусства, в том числе и в музыкальной сфере, и в том числе в поп-музыке - это интеллигенция (уж какая есть), прослойка. А что делает творческая интеллигенция? Правильно - отражает. Т.к. они - это зеркало происходящих в обществе процессов. Та же Пугачёва стала мега-популярной тогда, когда спела "Песню о себе" (образно, конечно). Личные переживания, никакого общественного контекста. И именно это было выращено в обществе к 70-м, и Пугачёва почувствовала, что людям хочется, и дала это. Но ведь это не Пугачёва повела за собой толпу - это толпа родила Пугачёву. Как естественный отбор. Толпа, следуя своим актуальным хотелкам, одним хлопает и делает популярными, а другим не хлопает - и те обиженно пишут мемуары, что их не оценили.
Так что, как учит марксизм, меняйте базис - за базисом поменяется и надстройка. Если в стране индустриализация, то общество хочет и соответствующую музыку - вдохновляющую и сподвигающую на трудовые подвиги. А в войну стала востребована другая музыка - усиливающая желание защитить родных и близких, а также поднимающая неприятие врага. Ну, а когда в 60-е началось насаждение мещанской психологии в обществе, появился блат, нужные люди, завскладами и товароведы, когда стала модной личная материальная благодать - вот и музыка подоспела соответствующая. И снова - это естественный отбор. Музыки - море, а вот популярной слушатели делают ту, которую сами захотят исходя из своих предпочтений.
И примечательно, что один и тот же творец зачастую может творить и для одного времени, и для другого. Мог и советские песни писать, и теперь антисоветские. Он следует за требованиями публики.
У толпы нет голоса; обыватель не субъектен. Он - то, что он ест; так что большой вопрос, кто кого породил. Я бы не снимал ни грамма вины с Аллы нашей Борисовны. Хотя она - всего лишь рядовой исполнитель.
А то, что творец прислуживает - так о том и речь, что культ-работники - это клоуны, а не проповедники и не комиссары. Вообще не жаль ни разу.
У толпы нет голоса; обыватель не субъектен. Он - то, что он ест; так что большой вопрос, кто кого породил. Я бы не снимал ни грамма вины с Аллы нашей Борисовны. Хотя она - всего лишь рядовой исполнитель.
Обыватель именно субъектен. Он обладает каким-никаким интеллектом и всё-таки принимает решения. Правильные или неправильные - другой вопрос. Парадоксально, но недавно я пришёл к выводу, что даже на выборах люди реально голосуют (кто голосует). Они не тупые - они уверены в том, что поступают правильно и делают осознанный выбор. Они только не понимают, что их ход мыслей сманипулирован, навязан извне. Например, вместо выбором между добром и злом ему предлагается выбор из двух зол, а добро вообще не предлагается. В результате как бы он ни голосовал, протестно или в поддержку, он всё равно выбирает зло.
Пугачёва - высокопрофессиональный автор и исполнитель. Далеко не рядовой. Некоторые её песни просто шедевры. Естественно - в определённой эмоциональной области, в области личностных переживаний. Это сильные песни. Её сейчас ругают за политические высказывания - но, боже мой, какой мудрости можно ждать от людей творчества? Они не изучали политэкономию и диалектику, у них совершенно другая область деятельности. Поэтому они могут ляпать всяческие глупости - не стоит их воспринимать всерьёз. Ну, примерно, как если бы они начали высказываться по поводу геологии или о ядерной физике. Народ же их слушает потому, что подобные артисты заработали авторитет у публики, вот только авторитет этот обязан кончаться за пределами их основной сферы деятельности, а люди машинально распространяют этот авторитет на любые высказывания.
Возвращаясь к субъектности. Как вы думаете, если сейчас убрать из сетки вещания всю попсу и крутить круглосуточно советские песни - люди проникнутся и станут другими? Нет. Совсем нет. Только когда люди станут другими, они смогут воспринимать и советскую культуру (естественно - в массовом смысле, отдельные советские шедевры и сейчас популярны). Ещё один пример: сначала большевики поменяли общественный строй в стране, и только затем появилось всеобщее образование, а следом и массовое советское мышление. Именно в такой последовательности, а не наоборот. Большевики поменяли базис, следом изменилась и надстройка. Это социальные законы, читай - законы природы, которые мы не можем изменить.
А то, что творец прислуживает - так о том и речь, что культ-работники - это клоуны
Тоже не могу согласиться. Человек помимо труда должен и отдыхать. И популярная музыка - это один из способов переключить мозг на другой вид деятельности, получить эмоциональную разгрузку. Это очень важный компонент. Ведь в старину люди начинали петь - зачем? Песня им помогала при монотонном тяжёлом труде. Таким образом человек превращал отупляющие монотонные действия в некую более сложную деятельность, где мозг уже не так устаёт от монотонности. Музыка - это одно из величайших изобретений человечества.
Вам не нравится современная музыкальная поп-культура? Мне тоже не нравится за редким исключением. Но при этом музыка важна в жизни людей, она им необходима. Современный мир полон событий и мозг перегружается. А упрощённая музыкальная фактура позволяет мозгу отдохнуть. Вот, например, для меня слушать симфоническую музыку - это почти работа: я слушаю, слежу за мелодикой и мыслью автора, за сюжетом, в конце концов. Мне нужно из этого сложного набора звуков, тембров, интервалов и ритмических фактур складывать в голове некую эмоциональную картину. Это не так просто на самом деле. А вот включив более лёгкую музыку я отдыхаю - мозг расслабляется и перестаёт думать про массу окружающих проблем.
А, например, при работе я часто включаю эмбиент или медитативную электронную музыку. Там, порой, вообще нет ни мелодии, ни гармонии, ни динамики, ни ритма. Это просто тембры, вибрации, музыкальный шум. Там даже тональность часто всего одна и минимум нот. Но именно этот музыкальный шум создаёт расслабляющий фон и я не так сильно устаю, как при работе в тишине.
Мне думается, это не совсем так. Люди искусства, в том числе и в музыкальной сфере, и в том числе в поп-музыке - это интеллигенция (уж какая есть), прослойка. А что делает творческая интеллигенция? Правильно - отражает. Т.к. они - это зеркало происходящих в обществе процессов. Та же Пугачёва стала мега-популярной тогда, когда спела "Песню о себе" (образно, конечно). Личные переживания, никакого общественного контекста. И именно это было выращено в обществе к 70-м, и Пугачёва почувствовала, что людям хочется, и дала это. Но ведь это не Пугачёва повела за собой толпу - это толпа родила Пугачёву. Как естественный отбор. Толпа, следуя своим актуальным хотелкам, одним хлопает и делает популярными, а другим не хлопает - и те обиженно пишут мемуары, что их не оценили.
Так что, как учит марксизм, меняйте базис - за базисом поменяется и надстройка. Если в стране индустриализация, то общество хочет и соответствующую музыку - вдохновляющую и сподвигающую на трудовые подвиги. А в войну стала востребована другая музыка - усиливающая желание защитить родных и близких, а также поднимающая неприятие врага. Ну, а когда в 60-е началось насаждение мещанской психологии в обществе, появился блат, нужные люди, завскладами и товароведы, когда стала модной личная материальная благодать - вот и музыка подоспела соответствующая. И снова - это естественный отбор. Музыки - море, а вот популярной слушатели делают ту, которую сами захотят исходя из своих предпочтений.
И примечательно, что один и тот же творец зачастую может творить и для одного времени, и для другого. Мог и советские песни писать, и теперь антисоветские. Он следует за требованиями публики.
Reply
А то, что творец прислуживает - так о том и речь, что культ-работники - это клоуны, а не проповедники и не комиссары. Вообще не жаль ни разу.
Reply
Обыватель именно субъектен. Он обладает каким-никаким интеллектом и всё-таки принимает решения. Правильные или неправильные - другой вопрос. Парадоксально, но недавно я пришёл к выводу, что даже на выборах люди реально голосуют (кто голосует). Они не тупые - они уверены в том, что поступают правильно и делают осознанный выбор. Они только не понимают, что их ход мыслей сманипулирован, навязан извне. Например, вместо выбором между добром и злом ему предлагается выбор из двух зол, а добро вообще не предлагается. В результате как бы он ни голосовал, протестно или в поддержку, он всё равно выбирает зло.
Пугачёва - высокопрофессиональный автор и исполнитель. Далеко не рядовой. Некоторые её песни просто шедевры. Естественно - в определённой эмоциональной области, в области личностных переживаний. Это сильные песни. Её сейчас ругают за политические высказывания - но, боже мой, какой мудрости можно ждать от людей творчества? Они не изучали политэкономию и диалектику, у них совершенно другая область деятельности. Поэтому они могут ляпать всяческие глупости - не стоит их воспринимать всерьёз. Ну, примерно, как если бы они начали высказываться по поводу геологии или о ядерной физике. Народ же их слушает потому, что подобные артисты заработали авторитет у публики, вот только авторитет этот обязан кончаться за пределами их основной сферы деятельности, а люди машинально распространяют этот авторитет на любые высказывания.
Возвращаясь к субъектности. Как вы думаете, если сейчас убрать из сетки вещания всю попсу и крутить круглосуточно советские песни - люди проникнутся и станут другими? Нет. Совсем нет. Только когда люди станут другими, они смогут воспринимать и советскую культуру (естественно - в массовом смысле, отдельные советские шедевры и сейчас популярны). Ещё один пример: сначала большевики поменяли общественный строй в стране, и только затем появилось всеобщее образование, а следом и массовое советское мышление. Именно в такой последовательности, а не наоборот. Большевики поменяли базис, следом изменилась и надстройка. Это социальные законы, читай - законы природы, которые мы не можем изменить.
А то, что творец прислуживает - так о том и речь, что культ-работники - это клоуны
Тоже не могу согласиться. Человек помимо труда должен и отдыхать. И популярная музыка - это один из способов переключить мозг на другой вид деятельности, получить эмоциональную разгрузку. Это очень важный компонент. Ведь в старину люди начинали петь - зачем? Песня им помогала при монотонном тяжёлом труде. Таким образом человек превращал отупляющие монотонные действия в некую более сложную деятельность, где мозг уже не так устаёт от монотонности. Музыка - это одно из величайших изобретений человечества.
Вам не нравится современная музыкальная поп-культура? Мне тоже не нравится за редким исключением. Но при этом музыка важна в жизни людей, она им необходима. Современный мир полон событий и мозг перегружается. А упрощённая музыкальная фактура позволяет мозгу отдохнуть. Вот, например, для меня слушать симфоническую музыку - это почти работа: я слушаю, слежу за мелодикой и мыслью автора, за сюжетом, в конце концов. Мне нужно из этого сложного набора звуков, тембров, интервалов и ритмических фактур складывать в голове некую эмоциональную картину. Это не так просто на самом деле. А вот включив более лёгкую музыку я отдыхаю - мозг расслабляется и перестаёт думать про массу окружающих проблем.
А, например, при работе я часто включаю эмбиент или медитативную электронную музыку. Там, порой, вообще нет ни мелодии, ни гармонии, ни динамики, ни ритма. Это просто тембры, вибрации, музыкальный шум. Там даже тональность часто всего одна и минимум нот. Но именно этот музыкальный шум создаёт расслабляющий фон и я не так сильно устаю, как при работе в тишине.
В общем, не так всё просто с музыкой.
Reply
Reply
Leave a comment