Несколько провокационный заголовочек; сегодня попробую рассмотреть вроде бы очевидную и безобидную вещь, как повседневные привычки, со стороны её потенциальной опасности. Полтора года назад писал
"физиологический" цикл статей; обычно у меня про культуру и всякое такое, а тут - про физиологическое воздействие. Но тогда всё равно рассматривал общественную составляющую, а сегодня - более просто, про обычные личные привычки. Будет обидно, как обычно - не потому, что пытаюсь всех зачем-то обидеть, а... ну, вы сами увидите.
Есть известная народная мудрость, что "всё хорошо в меру". Вроде бы очевидность, и то не всем понятная и очевидная. Хотя доказать её справедливость можно на простом примере - как вы думаете, какое вещество наиболее смертоносно в планетарном масштабе? С большим отрывом от иприта и прочего ОМП лидирует... обычная вода - от переизбытка её в организме и окружающей среде постоянно гибнут люди, без всякого объявления войны. И жить без неё нельзя, и перебор грозит нехорошими последствиями.
Всё хорошо в меру.
И почему-то эта мудрость не работает в сознании обывателя в отношении... собственных привычек. Я привык делать то и сё; и ограничивать себя в этом не намерен. И так как всё хорошо в меру, то даже вполне положительные и полезные привычки начинают мешать, а то даже и прямо убивать собственного владельца. А он этого и не осознаёт - привык же.
Привычка - вещь хорошая в плане энергосбережения. Без привычки любое действие ведёт к стрессу и повышенному расходу энергии на обдумывание, как сделать то и это; дурная голова ногам покоя не даёт. Мозги - весьма энергопотребляющая деталь организЪма, так что сбережение энергии на размышления весьма полезно, продлевает ресурс и всё такое. Но одновременно с этим, как писал в том же
"физиологическом" цикле, мозг перестаёт напрягаться и в какой-то момент перестаёт быть способен на нагрузки, которые когда-то мог переносить; т.е. начинается его деградация. Причём это не я сказал, а антропологи; процесс похож на состояние мышц, которые мы перестаём напрягать, и они со временем атрофируются.
Но об это и так в прошлый раз было. Проблема в том, что человек, устающий на работе (а то и не на работе), заполняет всё своё свободное время как раз такими "энергосберегающими" привычками. Типа он так отдыхает. И тут можно разобрать этот термин поподробнее:
Свобо́дное вре́мя (досу́г) - время, которое остаётся после выполнения обязательных дел. Разделяется на два основных подхода:
- Экономический - время как расширение внерабочей силы, средство, превращающее индивида в более развитую личность.
- Социологический - всестороннее исследование самого феномена социального времени, исследование зависимости свободного времени от социально-исторических и индивидуальных особенностей.
В своё время я
писал про это понятие; но не грех и вернуться к этой теме. Свободное время - это время, когда мы не занимаемся обязательными вещами. Самое смешное, что любая привычка со временем становится... этой самой обязательной вещью, и по сути ворует ваше свободное время.
Поясню. С точки зрения обывателя свободное время - это когда он занимается тем, что ему нравится; но это не вполне верно. Например, вам нравится проводить время с любимыми людьми, но когда это становится обязанностью, то это время уже нельзя назвать свободным просто по определению; даже если вам всё нравится.
И в условиях жизни и работы большинства граждан именно свободное время позволяет жить полноценной жизнью и (смотрим определение) развиваться как личность. Это верно не всегда; представители творческих и интеллектуальных профессий вполне могут лично развиваться и в рабочее время; впрочем, могут и не развиваться. Но у большинства граждан работа связана с рутинными обязанностями, и ни о каком личностном росте речь там не идёт. Работа превращается в привычку, привычка вводит мозг в энерго-сберегающий режим, и далее уже, надеюсь, понятно.
Даже в энерго-сберегающем режиме мозги всё равно устают - уже не от нагрузки, а от негативных эмоций (об это тоже
было в физиологическом цикле); устаём уже не столько от занятия, сколько от необходимости заниматься тем, что нам не нравится. И человек, пришедший с работы, по идее должен входить в режим свободного времени (читай - досуга), но тут его подстерегают другие обязательные работы - по дому, обязательная вторая смена с семьёй. Напоминаю, что обязательные занятия, даже если они вам нравятся, не являются свободным временем.
И как-то так незаметно получается, что этого самого свободного времени у человека вообще не остаётся. Это, кстати, прямо противоречит концепции
либерализЪма, которую нам до сих пор навязывают из каждого утюга - ты свободная личность, можешь купить сникерс или памперс. Вы же, наверное, считаете себя свободной личностью? Вы можете то и сё? А делаете?.. Да, у тебя есть права и возможности, только реализовать ты их не можешь, потому что ты обязан заниматься работой и семьёй. Поэтому человек без свободного времени просто по определению не может быть свободен - с какого по какое время ты свободен?.. А если у тебя нет свободного времени, то ты, сталбыть, не свободен. Такой вот печальный парадокс.
Кажется, что это какая-то казуистика; но нет, степень нашей свободы во многом (хотя и не во всём) определяется нашим свободным временем; и в его отсутствие мы превращаемся либо в винтик, либо в загнанную лошадь, которая горбатится день и ночь, просто чтобы выжить.
Возвращаемся к нашим баранам, то бишь к привычкам. Человек, зажатый со всех сторон обязательными занятиями по работе и мытью полов, находит отдушину в личных привычках: втыкание в телефон, просмотр ТВ, питьё горячительных напитков. Но, напомню, когда привычка становится обязательным ритуалом, она уже не считается за свободное время, даже если нам нравится такое времяпровождение. Свобода вообще не сводится к "нравится/не нравится".
И человек не осознаёт, когда привычка переходит в обязанность. Это ведь не кто-то там ему говорит "делай то и сё", это он сам обязывает себя делать. И ему это зачастую нравится; бывает, конечно, что уже и не особо, но он так уже привык.
И так как мы привычку свою осуществляем по привычке (практически каламбур), то в ней не остаётся места личностному развитию; какое развитие в однотипных действиях?.. И если она переходит в обязанность, то она отъедает наше свободное время, которое мы могли бы посвятить чем-то развивающему. Могли бы и нет, но так у нас точно возможности сокращаются. И если наша усталость, от которой мы отдыхаем подобным образом, связана не с умственным перенапряжением от решения мега-задач, а просто стрессом и отрицательными эмоциями, то привычные занятия ведут к.. деградации мыслительных процессов. Мозг отвыкает напрягаться в принципе.
Деградация ведь не обязательно связана со скатыванием на дно, алкоголизмом и наркоманией; это
по определению снижение интеллектуальных способностей. Вчера мы умели считать интегралы (на уровне школьной программы), сегодня не умеем. Мы могли бы это компенсировать за счёт новых умений, но где их взять, если мы сводим свой "досуг" к привычным (читай однотипным) занятиям?..
Поэтому-то имхо ключевым параметром для измерения
качества жизни является количество свободного времени, как минимум наравне с количеством доступных денег и потребляемых товаров и услуг. А мы про него вообще не задумываемся, сводя всё к баблу. А я говорил, что будет обидно.