О карго-культе "либерализма", часть III

May 31, 2023 16:42

Третья часть цикла статей про карго-культ псевдо-либерализма; вторая часть - тут. В предыдущих частях вроде бы показал особенность псевдо-либерализЪма скатываться в карго-культ, а в этой статье попробую разобраться, почему это так происходит, и почему по сути мёртвая идеология до сих пор так популярна.

Не так давно писал большой цикл статей про физиологию энергосбережения, и почему она может действовать на человека разлагающе. Если в двух словах, то использование традиций и привычек может быть полезно в плане энергосбережения, но оно же атрофирует и мышцы, и мыслительные способности; организЪм отвыкает напрягаться, и довольно скоро перестаёт быть способным к нагрузкам в принципе. Хорошо известна атрофия мышц в условиях невесомости; примерно то же происходит с мыслительными возможностями при отсутствии критического мышления. Собстно, в победившем в условиях глобального "рыночка" псевдо-либерализЪме произошло нечто подобное; тем не менее, он до сих пор популярен. Как популярно пожирание тортиков, лёжа на диване.

Сила и слабость псевдо-либерализма (почему "псевдо", раскрыто в предыдущих частях) заключены в его... не-логичности. Я уже давным-давно пишу про то, что все его первоосновы, базовые постулаты (тот самый культурный базис, обо что шла речь в прошлой статье) где-то ошибочны, а где-то напрямую ложны. Это лишь на первый взгляд кажется ерундовой проблемой; если ваши основные ценности взаимно противоречивы, вы попросту не можете поступать логично в рамках собственной идеологии.

Казалось бы, это приговор - теория не-рабочая, значит, её надо заменять на что-то рабочее; но, увы всем нам, этого не происходит. Базовые принципы мировой "экономики", "культуры" и прочих составляющих современного "общества" остаются неизменными даже в условиях разгорающихся конфликтов космического мирового масштаба. Потому, что "нет альтернативы", в том числе с философской точки зрения - только "либерализм", только хардкор. Все другие варианты обзывают терранией, и с ходу отметаются. Да, это манипуляция, и при вдумчивом анализе она вскрывается, не сходя с дивана, но для этого, напоминаю, нужна привычка анализировать. Чего у современного "либерализма" не наблюдается.

Может показаться, что аффтар так сагрился на "либерализм", потому что он ему просто не нравится. Но речь не за нравится/не_нравится, а за всё тот же культурный базис - что мы считаем Добром и Злом. У альтернатив "либерализЪму" эти самые Добро и Зло могут сильно отличаться, хотя при желании их можно свести вместе. Например, " левые" считают Добром благо простого народа, монархисты - волю Царя и бояр с воеводами, а "либералы" без затей сводят и Добро и Зло к личной Выгоде. И это только кажется, что все эти вопросы Добра и Зла не имеют значения - вы попробуйте запереть где-нибудь в замкнутом пространстве (в окопе или на МКС) граждан с противоположными воззрениями, и мы посмотрим, насколько быстро там начнётся мордобой.

Но про это уже тыщу раз было. В предыдущих статьях несколько раз упоминал о том, что "либеральная" мораль совпадает с обывательской, хотя это не совсем так. Как уже писал выше, морали бывают разные, и даже в пределах "либерализма" существует как минимум два различных шаблона поведения - обывательский и условно монетаристский. Они в принципе похожи, только обывательский закуклен на собственных желаниях и сиюминутной выгоде, это буквально растительное поведение, тогда как монетаристский видит Выгоду на несколько ходов вперёд и может поступиться собственными желаниями ради Власти.

Собственно, как ни странно, но именно в растительной сущности обывательской морали заключена её сила - не нужно никого никуда агитировать, "всем же ясно", что лежать на диване и жрать печеньки - это хорошо. И плевать, что это неправда; зато хомячьё всего мира на их стороне. Я же такой крутой, всего добился сам; и не смейте меня критиковать. Поэтому, когда сторонники любых альтернатив начинают поднимать голову, у "либералов" обычно нет проблем в привлечении масс на свою сторону - одним они наврут про одно, другим про другое; всем же нравится лежать и ничего не делать, за это можно и на Майдане постоять. А о том, что будет потом, пусть думает А. С. Пушкин, как всегда.

Иногда может показаться, что против лома нет приёма; сколько уже было "цветных революций", а народ раз за разом всё ведётся и ведётся; вон, БССР пытались шатать совсем недавно, потому что "надоел", хотя вот вам, буквально через забор, война и немцы обстрелы городов в результате аналогичных действий; вам "надоел" важнее, чем неиллюзорная возможность получить пулю в лоб? Ведь все же понимают, что врут все - и эти те, но почему-то "этим" мы верим, а "тем" - нет. А в чём разница-то?..

Имхо мы имеем дело с ОПГ мирового масштаба, которые делят между собой сферы влияния; да, "наши" точно такие же, как и "тамошние". И опять же, как быть, как можно махаться с мафией, если ты лежишь на диване, обложенный кредитами по самые помидоры?.. Если только не вписаться за другую семью, в надежде, что она немного ослабит вожжи; разумеется, напрасно.

Но тут у меня есть хорошие новости. Как уже говорил выше, вся эта система ложна и противоречива, и содержит в самых своих основах токсичные механизмы, которые разлагают её при каждом действии. Всё, что нам врали клятые борщевики про загнивающий Запад, оказалось правдой. Включая человеческий материал.

Если бы имели дело с противниками класса Черчилля и Рузвельта, дела наши были бы плохи; но ведь анти-культура бьёт не только по быдлу, но и по царям с боярами с не меньшей силой; никакой другой элитарной культуры для них не предусмотрено. И обывательская мораль в самом своём овощном виде разлагает мотивацию "элиток", сплющивая горизонты планирования и глубину стратегических планов. Недооценивать противника не стоит, но, глядя на происходящее в мировой политике, нельзя не увидеть хаотизацию любых процессов, то есть вырождение больших систем.

Только и остаётся современным "либералам", что обезьянить за "тамошними", и делать вид, что ничего не случилось, что на дворе - расцвет США 1950-70-х годов, и надо всего лишь немного потерпеть, как всё наладится и будет как тогда. Когда отказывает логика, остаётся соблюдать ритуалы. Строить самолёты из соломы, выбрасывая на помойку наработанное предками за предыдущие века - зачем нам это всё, ведь "там" всё лучше. А что такое "лучше"? Ты не спрашивай, ты кушай.

Имхо одна из ключевых причин распространения обывательской морали - не-уважение к простому человеку. Это отдельная тема, которую неплохо было бы актуализировать, но именно отсюда имхо торчат уши того, что обыватель старательно обезьянит за "успешными", даже вроде бы видя, что это ему напрямую вредит - это я про демонстративное потребление, например. С этим же связано повышенное внимание к "хайповым" темам - вот у того-то и того-то что-то случилось, надо немедленно узнать, что; и неважно, что вас это не касается и косниться никак не может. В ту же копилку - патологическое внимание к лакшери-сегменту, от брюликов до авто и смартфонов - вам никогда это не купить, но в "Теслах" вы разбираетесь лучше, чем в условных "Жигулях", или на чём вы там ездите. Потому что "нищеброды" никому не интересны, даже если нищеброды - это вы сами. Так работает анти-культура, увы.

Одна сплошная виртуальность вместо объективной реальности; и речь тут не за компуктеры или смартфоны. Проживание чужих эмоций, зацикленность на чужой жизни вместо окружающей действительности - всё это приметы карго-культа, характерного для псевдо-либерализЪма.

image Click to view


Каково общество, такова и его культура.

терминология, психология, размышления, культура

Previous post Next post
Up