Отскочу от
темы нетерпимости в сторону; сегодня речь поведу про навязывание эстетики. Само по себе словосочетание может показаться оксюмороном, но это не так.
По мотивам следующего ролика:
Click to view
Глеб Таргонский разбирает хайповую игрушку Atomic Heart.
Да, попробую использовать хайп в мирных целях. Относительно недавно в этих ваших интернетах выстрелила игрушка от почти что отечественных разработчиков, в которой используется советская эстетика; правда, в альтернативной реальности.
Несмотря на дичайший хайп, весьма нетривиально оказалось найти скриншот из пролога игры, т.е. из стартовых полчаса, где раскрывается базовая экспозиция. Это - тоже определённый показатель состояния эстетики.
Саму по себе тему эстетики я разбирал лет несколько назад, в большом цикле статей;
рекомендую ознакомиться. Если в двух словах, то
эстетика - это система представлений о красивом и уродливом в обществе.
Почему в теме про эстетику начинаем с какой-то-там игрушки, понять несложно; стоило показать альтернативную эстетику в более-менее комплиментарном ключе, как это вызвало тот самый хайп, т.е. нездоровый ажиотаж в мировом (без преувеличения) масштабе. Потому что в современной культуре агрессивно навязывается вполне определённая эстетика, которую я всячески обличаю в темах
про анти-культуру.
Если вас ещё не утомило упоминание слова "эстетика", то ещё раз обращаю ваше внимание - то, что довольно робкое представление альтернативной эстетики вызвало бурление в мировом масштабе, показывает, что мы все имеем дело с навязыванием эстетики - только не а-ля "Атомное сердце", а в повседневной жизни. Вам круглосуточно демонстрируют, как вести себя, как выглядеть, что носить, как и что говорить; так что любые альтернативы выглядят буквально как инопланетяне.
Я могу об этом говорить довольно уверенно, т.к. мы с моими коллегами по хобби также
занимаемся аналогичным - навязыванием старорусской эстетики - в песнях, костюмах, архитектуре и т.д. Да, любое искусство - даже такое простонародное - суть навязывание эстетики, своих определённых представлений о хорошем и плохом, красивом и отвратительном. И то, что за ~40 лет нам особо не удалось пробить стену современной культуры, показывает её тоталитарность - ты должен быть как все, иначе тебя нет. В принципе, так культура и работает - ты либо со всеми, либо ты бескультурная сволочь и тебя нет; но ведь нам же говорят за Швабоду и всякое такое. Брешут, собаки.
При нахождении вне современной эстетики (насколько это возможно), прекрасно видно, как её нормы агрессивно вбиваются в головы и молодых и старых. Постоянно говорю, что
обыватель не субъектен в культуре; он не производит культурных артефактов, а только их потребляет, и по сути он - главная жертва навязывания чужеродной эстетики; в отличие от культ-работников (даже таких чахлых, как я), он просто не осознаёт происходящего. Сегодня ему говорят, что хорошо вот это и вот это; а завтра - что вот это и вот это.
У нас часто любят ссылаться на тлетворность западенской культуры - вот-де там сплошное ЛГБТ и толерастия; и я с этим вполне согласный - да, пример перепрошивки ценностного базиса просто прекрасный; ещё буквально вчера это было уголовным преступлением, а сегодня этим гордятся. Но ведь мы с вами за один 20-й век прошли несколько
подобных перепрошивок, и процесс далеко не завершён; прямо сейчас происходит перепрошивка общества с позднесоветского пацифизма во что-то более агрессивное. Не будем тут обсуждать, хорошо это или плохо, но ценностная система очевидно меняется; соответственно, меняется и эстетика.
Для того, чтобы понять современные процессы, не обойтись без исторических экскурсов (АКА флешбеки); вряд ли кто-то будет спорить (особенно после того же "Атомного сердца", что советская эстетика отличалась от западной. Да, она изрядно отличалась и от старо-русской (которой я как раз и занимаюсь - по крайней мере, простонародной её частью); но пока что совсем в глубь веков нырять не будем.
Click to view
Рекомендую канал Petr Gorst - там он делает "мэшапы", смешивает несмешиваемое
Если посмотреть на приложенный ролик не как на прикол, а как на представителей разных культур, мы видим отличия в эстетике; в поведении, эмоциях, вообще отношению к зрители и к жизни в целом. И уже из исторического опыта мы знаем, что советская эстетика проиграла эстетике западенской, и мы с вами живём уже в мире этой самой западенской эстетики. Да, она немного изменяется со временем (см. то же отношение к ЛГБТ, но и не только), но в целом это та же самая эстетика, что была и ранее. А у нас своей собственной не осталось, кроме следов недобитой советской и старорусской эстетик.
- Да и шут с ними - скажет обыватель; - зачем нам вся эта кондовая посконность, если есть айфон, тесла и группа "Метелица"?.. И в принципе если считать, что происходящее в мире нас устраивает, вас не вымораживает состояние общества, культуры и искусства, то, можно сказать, и незачем; раз уж мы никак в культуре не участвуем (см. субъектность обывателя), то какая разница, откуда нам диктуют, как себя вести - из Москвы или из Фашингтона?..
Однако события последних лет показывают нам, что мы имеем дело не просто с экономическими проблемами, но дело уже заходит и за различия в системе ценностей; впрочем, я об этом говорю уже
более десяти лет. Там, где различные Добро и Зло, будут и различные эстетики - а иначе как показать, в чём разница?.. Одной теории мало, нужно и чувственное понимание, отторжение на уровне культуры; за это направление как раз и отвечает эстетика.
Понимаю, что в современной РФ пока что нет полноценного ответа западенской эстетике; как нет и понимания, в каком месте мы отличаемся от "них". Без этого не будет и своей эстетики.
Вернёмся всё же к советской эстетике. Годов до 1970-х она вполне себе выполняла свои функции, и не только поддерживала уровень общественной культуры, но также и обеспечивала какую-никакую защиту от тлетворного влияния, и всё такое. Но затем начались всем известные процессы, в ходе которых начала деградировать не только и не столько советская экономика, но культура и в том числе эстетика. Да, если смотреть на неё с точки зрения искусства, то многое усложнялось, и с технической точки зрения был определённый прогресс; но мы сегодня за эстетику; что мы считаем красивым и не очень. И тут чем ближе к 1980-м, тем всё больше эпик-фейлов.
Попробую пояснить. Проблема тут не в культуре, как в повседневности, а именно в проблеме навязывания эстетики; искусство как инструмент манипуляции культурой должно заниматься именно этим; не развлечением публики, а навязыванием эстетики. Не в грубой форме, как это делает Закон - ты должен, иначе мы тебя тра-та-та; а через показ соответстующих образов и донесения определённых эмоций. И с какого-то момента советская культура и искусство по сути отказались от навязывания эстетики и принялись транслировать повседневные образы. Соответствовало ли это советской культуре - да, вполне. Хотелось ли этому подражать? Видимо, нет, раз результаты на табло. Советская культура оказалась намного менее тоталитарной, чем западенская.
Западенская же культура на полную катушку до сих пор использует навязывание эстетики, включая откровенную ложь, неадекватность и прочую пургу от "творцов"; у неё нет преград для "творчества", чем она, видимо, и подкупила "творцов" по всему миру; так что все отринули родные корни и предались трансляции в головы обывателя всего того, что интересно этим самым "творцам". Какое-то время это было интересно и обывателю, но теперь завод уже кончился, что мы и видим в деградации искусства по всему миру. "Творцы" потеряли связь с реальностью, и погрязли в собственных поганеньких мирках, что, разумеется, никак не трогает обывателя, что и выражается в вырождении бывших когда-то культовыми серий кино, сериалов, музыки и всего остального.
Однако никакой другой эстетики (кроме осколков прошлого) уже не осталось. Кто будет добровольно себя укладывать в прокрустово ложе культурных ограничений, если за окном - море разливанное анти-культуры, в которой тебя никто нигде не ограничивает, и можешь испражняться на любой вкус и цвет?.. Поэтому сам по себе вопрос эстетики для современных культ-работников более чем странен - зачем это вообще? Мы тут все самовыражовываемся, а не вот это всё.
Поэтому-то современная "эстетика" и самореплицируется, не приходя в сознание; да, говорить о ней без кавычек уже давно не получается. С точки зрения эстетики здорового человека это давно уже анти-эстетика; примеры, как себя вести не надо; аналогично анти-культуре. И надёжи на то, что современные "творцы" вдруг придут в разум и начнут производить какую-то другую эстетику, вообще никакой нет; зачем им всё это?
То же "Атомное сердце", вполне с духе времени, быстро превращается в типовой боевичок с кровью-кишками, и с сюжетным твистом, обесценивающим многое из показанной эстетики. То есть это по сути паразитизм на чужеродной для "творцов" эстетике - воспроизводить они её могут, только сами в неё не верят. А это так не работает. Так что хороших новостей и тут у меня для вас нет.
Без запроса "снизу" творцы так и будут творить, не приходя в сознание; а откуда этому запросу взяться, если обыватель отдал все "культурные" вопросы на откуп спецам?.. Это как с "рыночной" "экономикой" в целом - иллюзия выбора есть, но то, что вам действительно надо, вы, скорее всего, не найдёте ни за какие коврижки; производителям контента
лучше знать, что вы хотите.
Тут остаётся уповать только на то, что сознание масс начнёт просыпаться. Понимаю, утопия; но в условиях деградации всех систем без исключения когда-то должна начать сбоить и система навязывания чужеродной эстетики. И тогда снова может вернуться мода быть хорошим человеком. Для этого, конечно, нужно снова договориться о том, что такое Добро и Зло... в общем, до этого момента ещё далеко.
ЗЫ: приведу всё же пример видения русской эстетики из 1990-х:
Click to view
Вот так выглядела наша доморощеная эстетика. Давайте посмеёмся над этим сейчас.
>>> Продолжение >>>