Попробую написать очередную теоретическую статью. В последнее время в информационном пространстве накал творящегося хаоса только нарастает, и смотреть на это без слёз уже давно нельзя. И чтобы не чувствовать себя пешкой в чужой игре, хорошо бы развивать навыки самостоятельного освоения информации. Через рассматриваемые в статье обобщение и абстракцию.
На заре этих ваших интернетов, на политических форумах в споре с т.н. "либералами" заметил у них отговорку - "не обобщай". Не знаю, откуда у них это в ту пору вылезло, но тогда это было своего рода мейнстрим - говори конкретно, не обобщай. Мне это изначально казалось странным, буквально вразрез со всем жизненным опытом. Уши подобного подхода иногда вижу и сегодня, и, надеюсь, будет понятно, откуда что взялось.
Начнём, как обычно, с определений. Обобщение нашёл в наглоязычной википедии, так что там оно выглядит немного шероховато:
Обобщение - это форма абстракции, при которой общие свойства конкретных примеров формулируются в виде общих концепций или утверждений. Обобщения предполагают существование предметной области или набора элементов, а также одной или нескольких общих характеристик, разделяемых этими элементами (таким образом, создавая концептуальную модель). Как таковые, они являются существенной основой всех достоверных дедуктивных выводов (особенно в логике, математике и естественных науках), где процесс проверки необходим для определения того, справедливо ли обобщение для любой данной ситуации.
Чтобы два раза не вставать, приведу определения абстракции и абстрагирования:
Абстра́кция - процесс отвлечения (абстрагирования) от тех или иных характеристик объекта для их избирательного анализа; при этом наблюдаемый объект замещается его идеализированным теоретическим образом - абстрактным объектом. Абстракции являются универсальным методом научного познания, они необходимы для формирования понятий, узнавания и классификации объектов исследования на всех уровнях формирования знаний.
Абстраги́рование - операция мышления, состоящая в отвлечении от несущественных сторон, свойств, связей объекта (предмета или явления) с целью выделения их существенных, закономерных признаков. Результат абстрагирования - абстрактные понятия, например: цвет, кривизна, масса, красота и т. д.
Тем не менее, понятие "абстракция" в общественном сознании считается чуть ли не синонимом чего-то несущественного, а то и не существующего - это всего лишь абстракция. Возможно, уши этого явления торчат из
художественного абстракционизма, как чего-то примитивного и одновременно непонятного. Хотя, если присмотреться, то абстракции необходимы для того-то и сего-то; а абстрагирование - отсечение несущественных признаков с целью выделения существенных.
В качестве примеров абстрактных понятий можно привести... обычные цифры и числа. 1,2,3,4,5, ноль или бесконечность - это всё абстрактные понятия; не "один банан" или "один патрон", а просто "один". Или буквы; это тоже по большей части абстракция; человек может прекрасно говорить на языке и понятия не иметь о каких-либо буквах, как это было ещё совсем недавно, до
ликвидации безграмотности.
Обучение грамотности или счёту - это своего рода обучение абстрагированию; считать не на яблоках или картошке, а на неких закорючках, которых в природе не существует. Когда вы это осваиваете, вы можете автоматически использовать эти самые абстракции, не задумываясь о их виртуальной сущности. В ту же тему, например, правила дорожного движения - видя перед собой какие-то странные знаки, вы понимаете, что тут что-то можно или нельзя.
И если сделать ещё один шажок, то можно увидеть, что обобщение - это не просто использование готовой абстракции, которой вас кто-то научил, а формирование такой абстракции самостоятельно. Да, вы можете ошибаться, и это основная проблема, на которую упирают те же самые псевдо-либералы - ты кто такой вообще, чтобы бла-бла-бла; вон, почитай А, Б или Ц. И вместо самостоятельного обобщения вы просто получаете готовое решение, которое - внимание - тоже не застраховано от ошибок, а в общем случае и от преднамеренного обмана. Даже если аффтар книжек носит пинжак с карманами и вообще уважаемый человек.
Даже если вы полностью согласны с прочитанным в книжке, самостоятельное обобщение вам пригодится для проверки написанного - действительно ли предложенная абстракция работает?.. Не обязательно залазить на верхние слои мироздания, можно и вполне на бытовом уровне посмотреть - работает ли это в вашем конкретном случае, или нет. А если нет, то почему? Может, вы недостаточно верно обобщили; а может быть, всё-таки в предложенной абстракции - дыра, ошибка или прямой обман.
В наше тревожное время года "
общество" накачивается пропагандой, чтобы навязать свои абстракции; это касается не какой-то конкретной стороны, а вообще; и это, кстати, тоже обобщение. В европах и прочих сателлитах НАТЫ активно демонизируется Россия и всё, что с ней связано; надеюсь, это уже пояснять особо и не нужно. И это тоже - обобщение - "русский значит плохой". Да, это обобщение ложное - но не потому, что "русский значит хороший", а потому, что это
расизм и
нацизм.
В противовес данному утверждению (обобщению) с обратной стороны выдвигается обобщение, которое кажется полной противоположностью, хотя по сути это... то же самое - "русский значит хороший". Как же "то же самое", если тут "хороший", а тут "плохой"?.. Но если посмотреть на пример выше, то понятно, что навешивание оценочных признаков по расовому или национальному признаку - это те же самые расизм и нацизм. И я здесь не пытаюсь уровнять "тех" и "этих", но показываю, в каком месте простой трудовой народ пытаются направить по ложному следу.
Я часто в своих статьях упоминаю о
не-субъектности обывателя в культуре - это именно про системное не-умение абстрагироваться и обобщать. И дело не в том, что люди массово разучились это делать (хотя они разучились), а в том, что в "обществе" сознательно культивируется
не научное, а религиозное мировоззрение; и речь тут не за церковь и богословие. Как мы видим из определения, Абстракции являются универсальным методом научного познания; и попытки самостоятельного абстрагирования сейчас массово заменяются на пропагандистское навязывание мнения, то есть по сути
Знание заменяется Верой. Ты должен веровать в правильные идеалы, и тогда ты хороший; а вот они не веруют, и поэтому они плохие. Чем этот подход плох, см. выше. И таки да, под Верой я понимаю не религиозное, а вообще любое доверие без самостоятельной проверки.
Поэтому-то общественное инфо-пространство буквально обсижено разного рода "икспердами", которые многократно доказывают свою проф. непригодность при любом уровне самостоятельного обобщения; но так как в приоритете Вера, а не Знание, то любые сомнения в их правдивости разбиваются -
типутин. Или наоборот. Разницы, как ни странно, никакой. ;))) Потому что лажа - она и в Африке лажа.
Поэтому-то мои статьи обычно без готовых рецептов; основной своей задачей вижу обретение обывателем субъектности; как минимум - способности к самостоятельному абстрагированию и обобщению. А если совать ему готовые рецепты, то чем тогда будешь отличаться от типовых пропагандистов?..
>>> Про обобщение и культуру >>>