Вчера написал статью
про QR-коды и бессистемность; сегодня продолжу тему воинствующей бессистемности, но уже совсем в другом ключе. Большинство проблем современного мира проистекает из-за
токсичных механизмов, находящимся на самом базовом уровне экономики, политики и, если хотите, философии
общества. Сегодня - про образование и науку; почему они таковые, какие есть.
Посмотрел вчера ролик Ёжика Лисичкина про образование:
Click to view
О проблеме "утечки мозгов" сообщает не просто какой-то блогер, а, например, главный ученый секретарь Российской академии наук
Николай Долгушкин - Отток ученых и высококвалифицированных специалистов из России за последние 9 лет ускорился в 5 раз. Сюда же можно добавить и студенческую эмиграцию - люди едут учиться за границу и обратно уже не возвращаются; это та же утечка мозгов, по тем же причинам.
Причины данного явления заключены не в косности системы управления страны, не в личностях и не в плохом климате; о них говорил, например, экономист Олег Комолов в своей лекции во Владивостоке:
Click to view
Если совсем в двух словах, то образование и наука попросту не нужны стране; и существуют они фактически в ритуальных целях - у всех есть, и у нас должны быть. Но по сути они не нужны с экономической точки зрения; такое количество учёных и классных спецов (от слова "класс", обозначающего уровень владения мастерством) экономике попросту не нужно. И из этого уже произрастает и деградация процесса обучения, и низкие зарплаты и падение престижа образования и науки. И вылечить это указами и даже дополнительным финансированием не получится.
Постоянно говорю за системный подход; начинать надо с самых азов, и пока нижний уровень не устоялся, бесполезно воротить верхние; всё может завалиться и станет ещё хуже. И в качестве примера приведу совершенно неожиданную для многих область, о которой недавно упоминал -
компуктерные игры.
Про New World
Есть такая организация, как
Amazon. У нас в богоспасаемом Отечестве она не очень известна, но у "цивилизованных" её представлять особо не надо; она - крупнейшая в мире по ряду показателей, в том числе в IT-отрасли. И вот несколько лет назад, посмотрев на успехи акул "игрушечного" бизнеса, захотела она тоже ворваться на этот рынок, и открыла своё собственное "игровое" подразделение. И, забегая вперёд, зря это она сделала. Ни один из её проектов, при совершенно безумном уровне финансирования, не взлетел; и сегодня разберу последний фейл - новомодная игрушечка
New World ещё не померла, но наверняка послужит многим как пример, как не надо делать игры.
Изначально игра затевалась, как
симулятор выживания; в этом жанре игрок в основном сталкивается с природными опасностями (жажда/голод/погода и т.д.). И уровень взаимодействия с игроками там был задуман относительно невеликим; так что часть игровой логики выполнялась на стороне клиента, а не на сервере - получилось ли вам срубить дерево или нет, выпало с него две ветки или три, и т.д. И вот это - одна из тех зарытых собак, о которых говорилось в предыдущей статье.
Поглядев на то, какие деньги рубятся в жанре многопользовательских игр (
ММО), доблестная компания Амазон решила сменить жанр у разрабатываемой уже несколько лет игры, и из "выживача" сделать полноценную ММО. И вместо того, чтобы писать всё с нуля, взяли старые разработки из "выживача". Вместе с логикой, просчитываемой на "клиенте".
На старте получившийся в результате проект New World столкнулся с очередями на вход, что приводило к невозможности играть с друзьями; вкупе с лидерством компании Амазон на рынке серверных решений это крайне бесило игрецов. Но за пару недель эту проблему решили, и на пике популярности онлайн игры (количество одновременно играющих игрецов) доходил почти до миллиона. Но ненадолго. Все злоключения игры описывать не буду, и так уже кучу оффтопа написал; к самому главному.
Где много народу, там и много хитрых товарищей, которые хотят поживиться за счёт других. Вспоминаем зарытую выше собаку - из-за остатков логики на стороне клиента игрецы тут и там находили возможности по дублированию предметов, особенно денег; с помощью нехитрых манипуляций любую сумму можно удвоить, и так далее до бесконечности. В чём проблема - ты говоришь серверу, что у тебя две монеты вместо одной, и в случае "серверной" логики тебе не верят и в лучшем случае игра вылетает с ошибкой, а в худшем (для тебя) ты получаешь блокировку игры. В случае же "клиентской" логики ошибка в "клиенте" игры приводит к задвоению предметов, и сервер это проверить не может - логика-то там, у клиента.
Амазон таких "дюперов" быстро вычисляет, но во избежание разрастания эпидемии дублирования ей приходится временно блокировать любой обмен между игрецами, включая торговлю. В отсутствие возможности заработка на торговле теряется смысл в создании предметов (крафте), что рушит игровой процесс для многих игроков, которые начинают покидать проект. Остальные занимаются другими активностями, которых не так много, и тоже разочарвываются в игре и потихоньку из неё разбегаются.
Всё это вроде бы и дедские болячки, но вместо того, чтобы пилить новый контент и возвращать фан-базу обратно, игроделы из Амазон вынуждены днём и ночью гоняться за дюперами и то и дело блокировать торговлю. И всё это, напоминаю, из-за решения, заложенного в самых азах - считать логику на клиенте, а не на сервере. Онлайн игры упал уже более, чем в пять раз; игра вылетела из лидеров продаж и потихоньку идёт на дно. Да, бывают волшебные "камбэки", как это было с
No Man's Sky, так что крест на проекте ставить рано. Однако это всё показывает, как, казалось бы, небольшой архитектурный просчёт привёл к большому финансовому провалу; на фоне хайпового старта можно было рубить и рубить денежку, и если бы игра продержалась в топе продаж ещё несколько недель, денег было бы собрано куда больше. А так - и денег нет, и репутация пострадала.
Про экономическую целесообразность
Это я всё к тому, что базисные вещи влияют на нашу жизнь куда больше, чем может показаться. И те вопросы, которые я задаю в данном бложике, не просто блажь или дедское любопытство - Чей Крым почему вода мокрая? В данном случае вопрос вполне аналогичный - а зачем нам нужны наука и образование? И ответ на него совсем не очевидный, и с обывательской, и с административной точки зрения.
Не только лишь все понимают, какую долю наука с образованием занимают в бюджете страны. Вообще это тема достаточно сложная; как минимум, есть федеральный и муниципальный уровни, и расходы надо смотреть и там и там. Например, в нашем Нске (третий город страны так-то) расходы на образование занимают...
54% от всего бюджета. И зачем это всё, учитывая описанную в начале статьи тему "утечки мозгов"?
В сказочно "неэффективной" РСФСР было почти миллион учёных, в нонешней РФ осталось меньше 350 тысяч; падение почти втрое. Казалось бы, технологии и развитие общества должны приводить ровно к обратному; доля низкоквалифицированного населения должна сокращаться, доля квалифицированного - расти. Учёные - одни из самых квалифицированных работников, и тем не менее. Тогда почему?
Ответ вполне очевиден - экономическая целесообразность. В отличие от времён кровавых терранов, современная РФ исповедует ценности "рыночной экономики", и всё, что не приносит прибыль, стремится к сокращению. Казалось бы, наука и образование вполне могут быть прибыльными, но в определённых условиях - когда они востребованы экономикой.
А у нас к квартире газ. (ц)
Проблема, как и в упомянутом выше случае, в самых азах, в целеуказании. И появилась она даже не в 91-м году; предпосылки заложены ещё при Хрущёве,
пресловутыми гонками за Америкой. Когда смысл любой деятельности сменился с преобразования действительности на пользу обществу в сторону мещанского счастья,
горизонты планирования схлопнулись, и в нашу жизнь потянулась сиюминутность. Это привело, например, к отставанию
советских компуктеров от западенских; хотя, конечно, если тогда было отставание, то сейчас что? До конца 1980х работало вынужденное "импортозамещение" - мы не могли продать нефть и купить машины/самолёты/компьютеры, и приходилось делать всё самим, но уже в 1970-е это именно что приходилось делать; заинтересованность "элиты" общества в прогрессе уже тогда была невелика. Смыслы в обществе сменились с прогрессивных на потребительские,
обывательские.
Нонешняя "экономика" - не только в РФ, но в принципе и везде - занимается не прогрессом и не обеспечением достойной жизни граждан, а зарабатывает деньги. В том числе и в промышленности задают тон торгаши - процесс создания чего-бы-то-ни-было начинается и заканчивается мыслями о деньгах, см. схему товарооборота
Деньги - Товар - Деньги'. Это неизбежно приводит к перетеканию денег в наиболее прибыльные отрасли, а там, где эта прибыль пусть даже и есть, но не такая большая, народ разбегается кто куда.
И в этом плане у РФ есть беда с "
голландской болезнью" ресурсной экономики - наиболее выгодными являются ресурсно-ориентированные отрасли, что приводит к оттоку специалистов из, казалось бы, более "продвинутых" с точки зрения сложности процессов отраслей, таких как гражданское самолётостроение или даже космос. Сколько денег можно заработать на продаже нефти и сколько - на запусках старых савецких ракет? Вот то-то же.
Не стоит думать, что ресурсные или энергетические отрасли - это нечто примитивное; один РосАтом чего стоит, там нужны и физики-ядерщики, и математики, и кого там только нет. Да и нефтегазовые "трубы" - это сложнейшие сооружения, которым требуются и технологии, и классные спецы. Но тут зарыты сразу две собаки: 1) нигде не написано, что эти технологии должны быть отечественные; 2) специалистов в ресурсных отраслях нужно в разы меньше, чем в обрабатывающих.
Может показаться, что (2) - какой-то абсурд; на шахте работает в десятки раз больше людей, чем в научной лаборатории; но если потянуть клубок производственной цепочки, то окажется, что один сотрудник какого-нибудь АвтоВАЗ (далеко не самое высокотехнологическое производство) даёт работу десятку смежников; производство резины, гвоздей, даже ПО для обслуживания. Что же касается (1), то это напрямую связано с темой данной статьи - в условиях, когда технологии можно закупать за рубежом, надобность в отечественных разработках падает практически до нуля.
Какой смысл разрабатывать новые формулы в мат. анализе или органической химии, если промышленность работает на импортном оборудовании по импортной технологии? Да, кое-какие наработки применяются в "военке", и в том же
IT, которое у нас в стране пока ещё является одним из драйверов роста. Опять же, без запроса со стороны высокотехнологической промышленности это всё - работа на импорт. Вот и едут спецы туда, где не нужно проходить через границы и бюрократические препоны; туда, где есть запрос на науку и образованных спецов.
В самых азах "экономики" заложена вторичность по отношению к мировому "рынку";
в мировом разделении труда мы находимся если не на дне, то где-то в серединке, в подчинённом положении по отношению к более "развитым" странам. Да, у нас есть ещё, чем показать чью-то мать, и благодаря запросу с этой стороны часть науки и промышленности всё ещё теплится, но каковы деньги в нашей "оборонке" и в экономике "цивилизованных", которая готова принять наших учёных?..
Пока в самых азах "экономики" не будет запроса на прогресс и развитие общества без кавычек, отток спецов и вообще деградация так и будут продолжаться в самых, казалось бы, прогрессивных отраслях народного хозяйства. Вы можете отремонтировать или даже построить здание университета, но если его выпускники никому в стране не нужны, смысл этого не вполне понятен.
А вы говорите - почему вокруг нас абсурд?... Да потому, что слишком многое в нашей жизни сводится к ритуальным действиям, а не к здравому смыслу. И речами, посылами и указами этого не изменить.
ЗЫ:
в тему статьи.